Оглавление

BBBS18c009.jpg

Проекция корпус 90 пушечного линейного корабля «Св. Павел»

Чертеж, по которому строились два последних корабля, имел некоторые отличия от предыдущего: Катасанов увеличил длину корабля по нижней палубе на 1,2 м, несколько изменил форму подводной части корпуса.

Кроме указанного соединения палуб квартердека и бака, Катасанов применил в конструкции 74-пушечных кораблей и технологии их постройки ряд новых прогрессивных решений, до этого практически не использовавшихся на отечественных верфях. Прежде всего это относится к более широкому использованию железа при постройке кораблей. С основания Херсонской верфи железные элементы применялись как конструкционные детали весьма ограниченно, в частности, в качестве стандерсов, изготовлявшихся на Гусевских железоделательных заводах по присылаемым с верфи лекалам [3]. В основном же железо применялось в виде боутов для соединения деталей набора между собой. Боуты, представлявшие собой длинные цилиндрические стержни разного диаметра и имевшие с одного конца головку, вставлялись в сквозные отверстия, проходя через соединяемые элементы, а затем их свободные концы расклепывались. Остроконечные боуты, своего рода крупные гвозди, вбивавшиеся в предварительно высверленные отверстия, применялись, но весьма ограниченно, при креплении досок наружной и внутренней обшивок. По введенной Афанасьевым технологии ими крепились только концы обшивочных досок, а на остальной длине для этой цели использовали нагели, своеобразные деревянные гвозди. Нагели применялись также для крепления досок палубного настила и т.п. На 80-пушечный корабль, например, расходовалось 35550 дубовых нагелей общей массой 74,6 т [3]. Обследование повреждений кораблей, вернувшихся в Севастополь после несчастливого похода к Варне осенью 1787 г., выявило слабость применявшейся системы крепления набора корпусов и обшивки. С 1788 г. С.И. Афанасьев стал использовать для крепления обшивочных досок в подводной части судов вместо нагелей специальные железные обшивочные гвозди.

По распоряжению Катасанова боуты стали делать вместо круглых восьмигранными, что препятствовало их проворачиванию в дереве и тем самым сохраняло плотность соединения деталей на более длительный срок. Вместе с тем упростилось изготовление боутов, которых адмиралтейские мастеровые стали делать по тридцати вместо прежних пяти круглых [11]. Под головки и заклепные концы боутов стали подкладывать четырехугольные шайбы, препятствовавшие вдавливанию концов боутов в дерево, приводившему прежде к скорому ослаблению соединения. Палубные доски также стали крепиться железными гвоздями. Деревянные стандерсы на нижней и верхней батарейных палубах были окончательно заменены на железные, «которые, — как писал Катасанов, — как прочностью своею, так и меньшим занятием места против дубовых, имеют наилучшую выгоду» [11]. Шпации между шпангоутами забирались деревянными брусками, поверх внутренней обшивки накладывались лорфутоксридерсы, каждый из которых соединялся с пятью шпангоутами. Применение ридерсов, положенных под углом к основному набору, обеспечивало существенное усиление продольной прочности кораблей и являлось важным нововведением [15].

Оглавление