На раскинувшейся посреди соснового леса поляне возвышалось конусообразное сооружение высотой с четырехэтажный дом. Не только мы, но и весь научный персонал ракетного центра, затаив дыхание, ждали результата. Я понимал, что Вернер фон Браун и его сотрудники все свои надежды связывали с удачным запуском ракеты, и, вместе с тем, сознавал, что они стремились не столько создать еще один образец новейшей боевой техники, сколько заботились об ускорении научно-технического прогресса.
Воздух был насыщен спиртовыми парами - верный признак того, что баки с горючим заполнены. Послышался постепенно нарастающий, похожий на рев огромного дикого зверя, гул. Ракета медленно оторвалась от опоры, на какую-то долю секунды застыла в воздухе, словно опираясь на тянувшийся за ней огненный шлейф, а затем мгновенно скрылась в низко нависших над землей облаках.
Лицо Вернера фон Брауна сияло от счастья, а я все никак не мог прийти я себя, пораженный той легкостью, с какой создатели этого шедевра технической мысли фактически отменили действие закона гравитации.
Специалисты принялись объяснять нам, на какую высоту она поднялась, но уже через полторы минуты вновь послышался дикий рев, а затем грохот взрыва. Как оказалось, ракета упала на землю примерно в километре отсюда. Выход из строя системы управления никак не повлиял на превосходное настроение Вернера фон Брауна. Он по-прежнему от души радовался удачному взлету ракеты, ибо это, по его мнению, означало решение основной проблемы».
К этому необходимо добавить, что первая ракета сразу после старта получила крен и совершала колебательные движения вокруг поперечных осей, а когда при падении она вынырнула из облаков, то была уже без хвостовых стабилизаторов и летела кувыркаясь.
Вторая ракета была запущена 16 августа. Сначала все шло хорошо, но потом оторвался носовой обтекатель. Двигатель проработал 45 секунд, дальность полета составила 8,7 км.
После проведенных доработок третий запуск осуществили 3 октября 1942 г. Двигатель проработал 58 секунд, и ракета достигла заданной дальности в 180 км - это первый удачный запуск. Об этом Шпеер доложил Гитлеру. Теперь Гитлер проявил бурный интерес к ракетному проекту, и, как обычно, не соизмерив свои желания с действительностью, потребовал изготовить для первого боевого применения не менее пяти тысяч ракет.
Следующие запуски в 1942 г. дали такие результаты; 21 октября - дальность 147 км, плохо работал парогазогенератор; 9 ноября - вертикальный полет, высота 67 км, дальность 14 км; 28 ноября - ракета потеряла управление, оторвались рули; 12 декабря - взорвалась перекись водорода.
Ракета постоянно дорабатывалась, достаточно сказать, что за все время испытаний и серийного производства на ракете было произведено около 60000 доработок и изменений, хотя сама ракета состояла примерно из 30000 деталей. Последующие испытания выявили множество дефектов во всех системах ракеты. Иногда ракета разрушалась во время входа в плотные слои атмосферы, на высоте примерно 1,5 км (интересно отметить, что во время войны в Ираке также отмечались случаи разрушения ракет «Скад» при подлете к цели).
До 9 июня был произведен 31 летный эксперимент, и только часть из них прошла без замечаний. Тем не менее, решение о серийном производстве было принято 26 мая 1943 г., еще до проведения сравнительных стрельб с конкурентом - Фау-1.
Уже после войны А. Шпеер писал: «Я не только согласился с этим решением Гитлера (о начале производства А-4 - К.К.), но и сгоряча поддержал его и, тем самым, совершил одну из своих самых серьезных ошибок за время деятельности на посту министра вооружений. Нам следовало бы бросить все силы и средства на производство ракеты класса «земля-воздух».
Производство осуществлялось на базе в Пенемюнде , а затем на подземном заводе в Надерзаксверфене, поблизости от Нордхаузена, в горах Гарца. До конца 1943 г. было изготовлено 100 ракет А-4, с учетом сделанных в Пенемюнде. К апрелю 1943 г. (так в тексте, прим. ВВС)объем производства достиг порядка 700 изделий в месяц.
Для изготовления одной ракеты требовалось 12 950 человеко-часов и 38 000 марок. В период с 1 января 1944 г. по 28 марта 1945 г. было выпущено 5789 годных ракет, но общее производство было значительно больше, так как большое число ракет (особенно в начале производства) браковалось по разным причинам. При этом какой-то процент брака можно объяснить саботажем работающих на заводе заключенных.
Первые сведения о новом оружии англичане получили еще во время его испытаний. Дело в том, то в июне 1944 г. одна из ракет V-2, запущенная в Пенемюнде, отклонилась от траектории в сторону Швеции и разрушилась над местечком Кальмар. Шведы заявили немцам протест. Узнав об этом, англичане попросили передать им обломки, что шведы и сделали.
Эта ракета была запущена немцами для летных испытаний системы радиоуправления, разрабатываемой для ЗУР «Вассерфаль». После старта ракета ушла в облака, и оператор потерял ее из виду, а чтобы не допустить падения обломков на свою территорию, он развернул ракету на север.
Английские специалисты смогли воссоздать из обломков конструкцию ракеты А-4, но тот факт, что она имела радиоуправление, ввел их в заблуждение - они некоторое время считали, что все ракеты V-2 управляются по радио.
Через некоторое время начали поступать агрегаты А-4 из Пинских болот от польских партизан, а потом и сами ракеты начали падать на английскую территорию, и недоразумение рассеялось.
Советские специалисты познакомились с Фау-2 только после войны.