Оглавление

RVpn2WW064.jpg
Рис. 1.4.20. Схема боковой радиокоррекции баллистической ракеты

Гировертикант не реагирует на плоскопараллельный боковой снос ракеты, поэтому на некоторых ракетах А-4 устанавливалась система боковой радиокоррекции положения плоскости стрельбы. Принцип работы этой системы поясняет рис. 1.4.20. Система боковой радиокоррекции удерживает ракету в равносигнальной зоне, что уменьшает вероятность бокового сноса ракеты. Как уже говорилось, она применялась не всегда, главным образом, из-за усложнения всей системы и подверженности радиопомехам.

Интегратор линейных ускорений  - третий прибор в системе управления. В ракете V-2 применялись интеграторы двух типов - гироскопический или электролитический.

Гироскопический интегратор линейных ускорений состоит из гироскопа, ротор которого подвешен в специальной скобе. Перед стартом ось ротора выставляется перпендикулярно продольной вся ракеты. В момент старта скоба освобождается, и на лее начинает воздействовать момент, который возникает от действия силы тяжести и ускорения ракеты. Под действием этого момента гироскоп начинает прецессировать (вращаться) вокруг вертикальной оси. Количество оборотов внешней скобы интегратора пропорционально так называемой кажущейся скорости (V'=V+gt). После заданного числа оборотов внешней скобы кулачок на диске дает сигнал на перевод двигателя на 8-тонную тягу. Это позволяет точнее зафиксировать момент отсечки двигателя после набора необходимой скорости и избежать гидравлических ударов к топливной системе ракеты. После того как заданная скорость достигнута, второй кулачок дает сигнал на остановку двигателя.

Данный тип интегратора позволял наводить ракету с погрешностью менее 4 км, на дальности 300 км.

В более поздних вариантах системы управления ракеты А-4 применялся электролитический интегратор линейных ускорений. Он состоял из двух основных частей: первой было устройство для получения постоянного тока пропорционального ускорению, а второй - электролитический элемент для интегрирования полученного таким образом тока.

Первое устройстве состояло из магнитоэлектрического прибора с постоянным магнитом и маятником, прикрепленным к катушке. Этот маятник устанавливают так, чтобы он качался под прямым утлом к оси ракеты, и в этом положения его удерживал против сил инерции противодействующий крутящий момент, создаваемый катушкой.

Ток в катушке точно регулировался и был пропорционален ускорению; для интегрирования тока был применен электролитический элемент с двумя серебряными электродами, Один из которых был покрыт толстым слоем хлористого серебра. Этот электролитический элемент подготавливали к эксплуатации путем сообщения покрытому электроду отрицательного заряда и пропускания через него тока, соответствующего единице ускорения, в течение известного промежутка времени, что вызывало переход некоторого количества хлористого серебра на непокрытый электрод. Затем полюса переключали, в элемент был готов к действию.

Во время полета недавно осажденное серебро переходило обратно на электрод с толстым покрытием, причем завершение этой операции отмечалось возрастанием Э.Д.С. порядка 1 В, что приводило в действие механизм, прекращающий подачу топлива. Отклонение от цели при применении электролитического интегратора считали равным примерно 1,6 - 2,0 км.

В заключение нужно отметить, что первоначально предполагали использовать радиотехническое устройство, основанное на эффекте Допплера. Не от него отказались из-за слабой помехозащищенности.

(Следует также отметить, что разработанная немецкими специалистами принципиальная схема силовой установки и системы управления долгое время сохранялась неизменной на всех советских и американских ракетах, в том числе на первой в мире межконтинентальной баллистической ракете Р-7 - прим. ред.).

Испытания и производство ракет А-4

Весной 1942 г. первые образцы А-4 были готовы к летным испытаниям. Самая первая попытка, 18 марта 1942 г., окончилась неудачей -ракета взорвалась на старте. Первый пуск состоялся 13 июня 1942 г. в Пенемюнде. Вот как описывает это событие в своих мемуарах Альберт Шпеер - министр вооружений фашистской Германии:

«13 июня 1942 г. отвечавшие за производство вооружений для трех родов войск фельдмаршал Мильх, генерал-адмирал Витцель и генерал-полковник Фромм вылетели вместе со мной на Пенемюнде, чтобы присутствовать на таком замечательном событии, как первый запуск баллистической ракеты.

Оглавление