ГЕРМАНИЯ
1 августа 1914 года, в день, когда Германия объявила войну России, развязав таким образом первую мировую войну, был оглашен приказ, согласно которому опознавательным знаком для всех немецких военных самолетов является черный «тевтонский» крест, именовавшийся также «крест Пати» (Cros Patee). Кресты надлежало размещать по обеим сторонам крыльев и по бортам фюзеляжа, а также - на руле поворота. Исключение составляли баварские воздушные подразделения. На их самолетах руль поворота целиком окрашивался в черный цвет (позднее от этой практики отказались). С осени 1914-го кресты стали изображать на белых квадратах, а в 1916 году с целью снижения заметности белые квадраты сменила узкая белая окантовка шириной 5 см.
20 марта 1918-го произошла очередная реформа ОЗ. Вместо расширяющихся к концам «тевтонских» были введены прямые, т.н. «балканские» кресты (белая окантовка сохранилась) , просуществовавшие в немецких ВВС до крушения гитлеровского «Рейха».
Германия первой среди воюющих держав начала в 1916 году внедрение камуфляжа в авиации. Можно выделить несколько вариантов защитной окраски самолетов, применявшихся немцами с начала 1916 до конца 1917 года.
1: Двухцветный камуфляж крупными полями коричневого и зеленого цветов. Встречался на истребителях «Фоккер» D.II и D.III, а также на «Хальберштадтах» и некоторых ранних «Альбатросах». Окрашивали в указанные цвета только полотняные поверхности и только сверху и с бортов. Нижние поверхности светло-голубые. Деревянные фюзеляжи «Альбатросов» не окрашивались.
2: Цельноголубая с фиолетовым оттенком окраска под цвет неба. Применялась на истребителях «Хальберштадт».
3: На «Альбатросах» D.III и D.V, а также на «Роландах» D.II в 1917 году широко применялся фиолетово-зеленый камуфляж. При этом у «Альбатросов», как и в первом случае, окрашивались только полотняные поверхности, а у «Роландов» - весь самолет сверху и с боков. Поля камуфляжа крупные произвольной формы с размытыми границами (краска наносилась распылителем). Нижние поверхности светло-голубые. В самом конце войны этот же камуфляж получили первые цельнометаллические истребители «Юнкерс».
4: Светло-серая (почти белая) окраска всего самолета. Применялась на «Пфальцах» D.III и некоторых ранних «Роландах».
5: Камуфляж типа «дождь». Частые узкие вертикальные полосы (простые мазки кистью) темно-зеленого цвета на фоне неокрашенного или светло-голубого полотна. Сверху на крыльях, фюзеляже и стабилизаторе полосы иногда наносили по диагонали. Капоты и металлические участки обшивки темно-зеленые. Нижние поверхности неокрашенные или светло-голубые. Камуфляжем этого типа покрывали большинство «Фоккеров» Dr.I и первые серии «Фоккеров» D.VII.
Еще в ноябре 1916 года в Германии вышел приказ о внедрении в военной авиации универсального камуфляжа типа «лозенг» (Lozenge - шестигранник), на котором стоит остановиться подробнее. Он представлял собой пеструю комбинацию из мелких шестиугольников неправильной формы пяти различных цветов.
Цвета были умело подобраны в таком соотношении, что на близком расстоянии они давали мелькающую картинку, плохо воспринимаемую зрением на фоне земной поверхности. На большой дистанции отдельные пятна сливались благодаря оптическому смешению в один общий нейтральный фон, примерно соответствующий среднему цвету земли, наблюдаемой с больших высот.
Существовало два основных типа «истребительного лозенга» - для верхних и для нижних поверхностей (были еще «бомбардировочный» и «морской лозенг», но это уже другая тема). В первом случае применялись цвета: темно-фиолетовый, коричневый, серо-зеленый, темно-синий и серо-синий; во втором - розовый, желто-коричневый (охра), светло-фиолетовый, светло-зеленый, и серо-голубой. Следует отметить, что «лозенг» наносился на полотно для обтяжки самолетов еще на ткацких фабриках, и это давало большую экономию во времени и в персонале.
Несмотря на целый ряд очевидных преимуществ нового камуфляжа, его внедрение проводилось медленно, и окончательный переход на «лозенг» состоялся лишь на рубеже 1917-18 годов. Наибольшую эффективность он обеспечивал на самолетах с цельнополотняной обшивкой, таких как «Фоккер» D.VI и D.VII. У «Альбатросов», «Симменс-Шуккертов» и «Пфальцев», камуфляж покрывал только крылья и оперение. Деревянные фюзеляжи оставались неокрашенными, что, конечно, снижало эффект маскировки.