Оглавление

К концу войны, предположительно из-за дефицита красителей, пятицветный «лозенг» превратился в четырехцветный. На верхних поверхностях стали применяться цвета: серо-фиолетовый, темный сине-зеленый, серо-коричневый и зеленый, а на нижних - голубой, светло-зеленый, розово-серый и терракотовый (розовато-коричневый).

При всем многообразии схем камуфляжа, применявшихся в германской авиации, сами летчики, да и значительная часть авиационного командования, не очень-то полагались на его эффективность. Напротив, огромной популярностью пользовались как можно более яркие, вызывающе броские окраски самолетов, призванные оказать психологическую поддержку своим и одновременно запугать неприятеля. С середины 1916 года в Германии не было, пожалуй ни одного сколь-нибудь известного пилота, чей самолет не выделялся бы индивидуальной раскраской, дерзкой надписью или рисунком.

АВСТРО-ВЕНГРИЯ

Вскоре после начала первой мировой войны австрийцы переняли опознавательный знак у своих немецких союзников. Черные «кресты Пати» наносили на крылья и рули поворота. При этом они, как правило, не имели белой обводки, а крыльевые ОЗ рисовали примерно по середине полуразмаха. Дополнительным обозначением самолетов, воевавших на румынском фронте были черные законцовки крыльев. Летом 1918 года австрийцы, опять-таки вслед за немцами , сменили «тевтонские» кресты на «балканские», но на самолетах, выпущенных ранее, опознавательные знаки не менялись.

Примерно до осени 1917-го австрийские аэропланы не окрашивались. В дальнейшем появилось множество импровизированных схем камуфляжа, разработанных на заводах, в авиапарках, а то и непосредственно на аэродромах. Одновременно до самого конца войны на фронтах летало немало неокрашенных машин.

На истребителях «Оэффаг» наиболее часто встречалась окраска верхних и боковых (или только верхних) поверхностей самолетов зелено-оливковой краской. Краска наносилась губкой или тампоном, довольно неровно. Порой из-под нее просвечивала фанера или полотно. Иногда эта окраска дополнялась множеством мелких концентрических спиралей бежевого или желтого цвета, рисовавшихся кистью от руки. В некоторых случаях более крупные спирали рисовали зеленой и коричневой краской прямо на обшивке. Качество окраски при этом сильно варьировалось в зависимости от мастерства и старания художника: от грубой «мазни» до подлинных шедевров, напоминающих классический орнамент. Известны также «Оэффаги» серии 253, целиком окрашенные в светло-коричневый цвет.

«Бранденбурги» и «Фениксы» весной 1918 года получили защитную окраску, состоящую из множества мелких пятен коричневого или оливково-зеленого цвета, иногда разбросанных довольно свободно, а иногда сливающихся в общий средне-зеленый фон.

Наиболее интересны камуфляжи фирмы Авиатик. На «Авиатик-Бергах» с конца 1917 года красовался так называемый «австрийский лозенг» - окраска разноцветными шестиугольниками светло- и темно-коричневого, бежевого, голубого, фиолетового и зеленого цветов. От немецкого « лозенга» он отличался тем, что рисовался вручную, поэтому шестиугольники были одинаковыми, правильной формы и более крупного размера (см. фон обложки). Позднее этот чрезвычайно трудоемкий камуфляж упростили до широких наклонных полос равной ширины бежевого и зеленого цвета с угловатыми «зубчатыми», как внешние грани шестиугольников границами. Случалось, рисовали просто волнистую (от плавной до весьма извилистой) линию раздела цветов.

В заключение нельзя не упомянуть о том, что австрийские летчики не меньше, чем их немецкие коллеги любили украшать свои машины разного рода эмблемами и рисунками.

Ftr1WW475.jpgFtr1WW476.jpg КАМУФЛЯЖИ ТИПА "ЛОЗЕНГ

Обозначения цветов (в скобках - "нижний лозенг")

А - серо-фиолетовый (голубой)

В - сине-зеленый (светло-зеленый)

С - серо-коричневый (розово-серый)

D - зеленый (терракота)

Е - темно-фиолетовый (светло-фиолетовый)

F-коричневый (охра)

G - серо-зеленый (светло-зеленый)

Н - темно-синий (голубой)

I - серо-синий (розовый)

Оглавление