В 1914-16 годах окраска французских военных аэропланов не регламентировалась и зависела от фирмы-производителя каждой конкретной машины. Так например, «Мораны» вообще не окрашивались и имели желтоватый цвет полотна, пропитанного аэролаком. На фирме Ньюпор в аэролак добавляли алюминиевую пудру, придававшую ему серебристо-серый цвет. На «Спадах» же в аэролаке, помимо алюминиевого порошка, присутствовал желтый пигмент (jaune claire). Этим же цветом, но уже без алюминия, окрашивали металлические фрагменты обшивки.
В 1917 году во французской истребительной авиации был введен пятицветный деформирующий камуфляж, состоящий из полей светло- и темно-зеленого, бежевого, коричневого и черного цветов. Интересно, что поскольку никаких специалистов по защитным окраскам не существовало, для разработки примерной схемы камуфляжа привлекли профессиональных художников.
18 ноября рисунки с этими схемами разослали по всем авиазаводам. В сопроводительных письмах указывалось, что схемы не являются догмой и допускают отдельные отступления при сохранении общей концепции. В результате на большинстве фирм в окраски самолетов привнесли свои индивидуальные особенности, благодаря чему для историков авиации не составляет большого труда по фотографии определить, изготовлен ли, скажем, данный «Спад» на фирме Бернар или Келльнер.
Во все камуфляжные краски, кроме черной, по-прежнему добавлялась алюминиевая пудра, из-за чего цвета были неяркие, с тускло-серебристым оттенком. Схемы камуфляжа охватывали только верхние и боковые поверхности самолетов. Нижние - продолжали окрашиваться в те же цвета, что и ранее.
В отличие от англичан, у французов не существовало никаких запретов на индивидуальные окраски боевых машин. Напротив, считалось, что это ободряюще воздействует на своих пилотов и деморализует воздушного противника. Поэтому раскрашенных во все цвета радуги или разрисованных самыми немыслимыми рисунками истребителей во французских эскадрильях летало едва ли не больше, чем покрытых только стандартным камуфляжем.
РОССИЯ
Российская истребительная авиация в первую мировую войну применяла как истребители собственной постройки, так и полученные из Франции (преимущественно «Ньюпоры»). Если французские истребители были окрашены в соответствии с «фирменным стандартом» (см. выше), то российские просто покрывались бесцветным, слегка желтоватым аэролаком.
Опознавательные знаки, появившиеся на русских самолетах в 1915 году, представляли собой бело-сине-красные кокарды, у которых диаметр центрального белого круга был значительно больше ширины синей и красной обводок. Способ начертания и места расположения ОЗ сильно варьировались. В обязательном порядке они наносились на крылья, но иногда еще и на борта фюзеляжа, руль поворота и даже на стабилизаторы. Встречались и раскрашенные в виде кокард диски колес.
На самолетах французской постройки, как правило, руль поворота окрашивался вертикальными бело-сине-красными полосами, а у российских - на нем рисовали кокарды. В некоторых случаях опознавательные знаки имели тонкую белую окантовку, а иногда такая же тонкая белая линия отделяла синий цвет от красного. Истребители «Сикорский» С-16, принадлежавшие «Эскадре воздушных кораблей», носили на бортах изображения треугольного бело-сине-красного вымпела, служившего отличительной эмблемой всех самолетов «Эскадры». Самолеты Первой боевой авиагруппы Юго-западного фронта отличались изображением черепа («адамовой головы») на рулях поворота. При этом в первом отряде авиагруппы (по численности примерно равнялся эскадрилье) рисунок был «негативным» (белый череп на черном фоне), а во втором - «позитивным» (черный череп, белый фон). Документальных подтверждений того, что эмблемой Второй боевой авиагруппы была голова орла, найти не удалось.
ИТАЛИЯ
Итальянские опознавательные знаки появились в августе 1914 года и первоначально представляли собой герб королевской семьи (черный орел с красным щитом на груди. На щите - прямой белый крест), изображавшийся на рулях поворота. В 1915 году эту эмблему дополнили белые кольца и диагональные полосы на крыльях.
Со вступлением Италии в войну вид ОЗ коренным образом изменился. По примеру других стран Антанты рули поворота стали окрашивать в цвета национального флага: красный, белый и зеленый. Но итальянцы пошли еще дальше - в те же цвета стали окрашиваться и нижние поверхности крыльев. 2/3 левого крыла - зеленые, 2/3 правого - красные, центральные участки обоих крыльев, примыкающие к фюзеляжу, -белые. Очевидно, в Италии решили, что пытаться сделать самолет незаметным с земли все равно бесполезно, так пусть уж по крайней мере не будет проблем с его идентификацией.
Сверху на крылья стали наносить кокарды тех же цветов. При этом встречались опознавательные знаки как с центральным красным и внешним зеленым кругом, так и с обратным порядком цветов (предположительно, на самолетах, полученных из Франции, у которых центральные синие круги закрашивались зеленой краской). Кокарды на фюзеляжах изображались не всегда. Иногда вместо них наносили узкие диагональные зелено-бело-красные полосы, эмблемы эскадрилий или индивидуальные эмблемы пилотов. Положение дел с окраской самолетов в Италии первоначально напоминало российское. Аппараты французской постройки носили « фирменные» цвета производителей (желтые, а позднее - пятицветные «Спады» и серебристые «Ньюпоры»), а машины местного производства летали неокрашенными. Только в самом конце войны некоторые итальянские «Анрио» и «Баллилы» получили оригинальный камуфляж, состоящий из частых мелких пятен зеленого или зеленого и коричневого цвета на желтоватом фоне лакированного полотна. Иногда этот камуфляж имел вид маленьких квадратиков или прямоугольничков, бессистемно разбросанных по верхним поверхностям крыльев, фюзеляжа и стабилизатора.