Оглавление

Приложение 2

КАМУФЛЯЖИ И ОБОЗНАЧЕНИЯ

Накануне первой мировой войны боевые аэропланы летали неокрашенными и как правило не несли на себе никаких знаков государственной принадлежности. Однако очень скоро назрела необходимость быстрого и надежного распознавания в воздухе своих и вражеских машин. Позднее, когда действия авиации в зоне боевых действий приобрели большой размах, воюющие стороны стали принимать меры к обеспечению маскировки аэропланов в полете, сначала от наземных наблюдателей, а затем и от воздушного противника. После ряда малоудачных экспериментов, вроде немецкой попытки создать «невидимый» самолет с прозрачной целлулоидной обшивкой, всеобщее признание получила защитная окраска боевых машин. Практически в каждой стране она имела свои характерные особенности. Им и посвящен данный раздел.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Среди всех крупных воюющих держав английские Королевские ВВС отличались, пожалуй, наибольшим единообразием окрасок. На начальном этапе английские аэропланы, так же, как и все остальные, летали неокрашенными. К середине 1916 года англичане ввели простую однотонную маскирующую окраску верхних и боковых поверхностей самолетов в цвет, обозначенный PC 10. Англоязычная аббревиатура «PC» расшифровывается как Protective Color - защитный цвет или Pigmented Cellulose - пигментированная целлюлоза. Этот цвет получали, смешивая красный, желтый и синий пигменты, что в результате давало своеобразный зеленовато-бурый оттенок (иногда его называют «цветом хаки», хотя что это такое, в большинстве стран понимают по-разному. Например «французский хаки» ближе к светло-коричневому, а «польский хаки» - к серо-зеленому).

При составлении краски далеко не всегда точно соблюдались пропорции, поэтому машины разных заводов и различных сроков выпуска нередко различались по цвету от темно-зеленого до почти коричневого.

Несколько позже для аппаратов, действующих в районах с бедной растительностью (Месопотамия, Палестина), стали применять краску PC 12, отличавшуюся от PC 10 тем, что в ней вместо синего присутствовал черный пигмент. Таким образом получалась темная, шоколадно-коричневая окраска, которая, как оказалось, помимо маскирующего эффекта, заметно повысила стойкость полотняной обшивки к воздействию солнечных лучей.

Нижние поверхности самолетов не окрашивались, оставаясь в цвете полотна, которому аэролак придавал золотисто-желтый оттенок. Также, как правило, не окрашивались капоты (за исключением тех редких случаев, когда цветной капот был отличительным знаком подразделения или индивидуальной эмблемой летчика), деревянные и металлические участки обшивки и элементы конструкции.

В 1914 году англичане по примеру французов внедрили опознавательные знаки в форме концентрических красно-бело-синих кругов (кокард) и вертикальных полос на руле поворота с обратным французскому порядком цветов. Другим отличием от французов было то, что во Франции ОЗ в обязательном порядке наносились только на крылья, а фюзеляжная кокарда встречалась лишь на некоторых типах машин. Англичане же сделали ее непременным атрибутом всех аэропланов RFC и RAF. С введением PC 10 круги на верхних и боковых поверхностях для отделения от фона получили тонкую белую обводку.

Для аэропланов RNAS вначале придумали особую систему обозначений, состоящую из бело-красных (от центра к краям) кругов на крыльях и изображения английского государственного флага на бортах фюзеляжа. Однако просуществовала эта система недолго и вскоре от нее отказались в пользу унификации ОЗ с самолетами армейской авиации.

В заключение следует отметить, что английским пилотам строго запрещалось украшать свои машины какими-либо символами, надписями или рисунками, кроме простейших геометрических фигур, служивших эмблемами дивизионов, а также окрашивать их целиком или частично в любые цвета кроме стандартной «пигментированной целлюлозы». Только отдельные, наиболее выдающиеся асы могли позволить себе пренебречь этим запретом.

ФРАНЦИЯ

Французам принадлежит бесспорный приоритет в деле внедрения авиационных знаков государственной принадлежности. Еще 26 июля 1912 года французская Инспекция по аэронавтике распорядилась изображать на крыльях всех самолетов, относящихся к военному ведомству, сине-бело-красные концентрические круги, скопированные с кокард, которые носили на шляпах солдаты времен Великой французской революции. Дополнительным опознавательным знаком стал окрашенный вертикальными полосами тех же цветов руль поворота. Инструкция не требовала наносить кокарды или полосы на фюзеляж, поэтому, если таковые все же встречались, их следует считать проявлением инициативы авиафирм или самих пилотов.

Вскоре после начала войны выяснилось, что немецкие монопланы «Фоккер» и «Пфальц» очень похожи на французские «Мораны». Окраска и тех и других (а точнее ее отсутствие) была одинакова. Чтобы уверенно отличать на достаточном расстоянии свои машины от вражеских, носы истребителей «Mopaн»N летом 1915 года окрасили в ярко-красный цвет. Таким образом, то, что впоследствии получило название «антикамуфляж», появилось гораздо раньше самого камуфляжа.

Оглавление