Послевоенные годы
Считается, что самолеты двухбалочной и двухфюзеляжной схем выпускались, в основном, в 1920-1930-е гг., а также в годы Второй мировой войны. О подобных летательных аппаратах было рассказано в предыдущем номере журнала. Однако и после войны интерес к схеме «рама» у конструкторов не пропал. К примеру, в ОКБ П.О. Сухого по заказу военных, оценивших эффективность применения германской «рамы» FW 189, был создан и успешно испытан разведчик-корректировщик артиллерийского огня Су-12 (1947 г.). Впрочем, в «век реактивной авиации» до серийного производства этого самолета дело не дошло. А самой массовой и самой популярной «рамой» в это время продолжал оставаться созданный еще в годы войны британский реактивный истребитель Де Хэвилленд DH-100 «Вампир» (Vampire). Его серийное производство развернулось уже после окончания войны. «Вампир» стал самой массовой реактивной «рамой» в истории - 4400 экз. (по другим данным - 4850 экз.). Развитием данной схемы с одним двигателем и двумя хвостовыми балками стали послевоенные самолеты «Веном» (de Havilland 112Venom -1949 r., 1488 экз.), а затем в серию пошли двухдвигательные «Си Виксн» (de Havilland 110 Sea Vixen - 1954 г., 140 экз.). В освоении новой реактивной техники очень пригодился учебно-тренировочный вариант «Вампира» (D.H.115 - 1950 г., 911 экз., по другим данным - 1127 экз.).
В целом же, в мирное время о больших заказах на новые самолеты рамной схемы приходилось только мечтать. Во Франции в 1949 г. фирма «Норд» построила аналог американского «Пэкита» - Nord 2500 Noratlas. «Тираж» его оказался довольно большим - 425 экз. А англичане через 10 лет со своей четырехдвигательной «рамой» «Армстронг Уитворт» (Armstrong Whitworth) AW 650 Argosy явно уступили французам по востребованности - всего 76 экз. Зато их воздушный «корабль» стал самой тяжелой «рамой» в истории - ее максимальный взлетный вес достигал 48 т.
De Havilland 100 Vampire
Сухой Су-12
De Havilland 112 Venom
De Havilland 110 Sea Vixen