Оглавление

Еще одна «рама» появилась в Чехословакии. Незадолго до оккупации, в 1938 г., там стали испытывать многоцелевой самолет Praga E-51 - он был похож и на голландский G.1, и на самую известную на советском фронте «раму» - Focke-Wulf FW189. Немцы даже испытывали «Прагу», но не увидели в ней никаких перспектив. Зато «рама» Курта Танка строилась в Чехословакии и вышла общим «тиражом» в 337 экз. Причем в Германии было построено 198 экз., а во Франции - 293. После войны, по настоятельным требованиям военного руководства Советской армии в ОКБ П. Сухого был создан и успешно испытан самолет-аналог этой машины - разведчик-корректировщик артиллерийского огня Су-12 (1947 г.). Однако руководству страны и авиационной промышленности не захотелось связываться с «устаревшей» конструкцией, и даже настойчивые предложения разместить заказ на Су-12 в той же Чехословакии, не возымели положительной реакции. А вот американцы, спустя 20 лет после войны пришли к закономерному выводу, и во Вьетнаме использовали целых две «рамы» в качестве самолетов поля боя.

Еще одна германская «рама» - «Блом унд Фосс» (Blohm und Voss) BV138 (276 экз.) была поднята в воздух в 1937 г. Эта трехмоторная летающая лодка успешно эксплуатировалась в течение всей Второй мировой войны и стала основным немецким гидросамолетом в своем классе (весом до 15 т).

Кстати, еще одна оригинальная двухбалочная летающая лодка довоенного времени стала очень популярной в конце XX века. Это знаменитый двухмоторный транспортный «Нырок» (Conwing L-16 Sea Duck) из мультсериала «Чудеса на виражах» (Tale Spin), напоминающий одновременно гидросамолет BV 138 и сухопутный С-82.

Вторая мировая война

Война стала важнейшим стимулом развития для главного поставщика воздушных «рам» - авиапрома США. Сразу несколько конструкций от известных фирм «Локхид», «Норт Америкэн», «Нортроп», «Валти», «Хьюз» были созданы за период войны. Самым известным и массовым самолетом стал вышеупомянутый Р-38 «Лайтнинг», выпущенный «тиражом» почти в десять тысяч экз. (по различным источникам 10037, 10036, 9942, 9923 или 9393 экз.). Первый экземпляр «Молнии» поднялся в воздух за 8 месяцев до начала мировой войны. А производство не прекращалось вплоть до ее окончания. «Рама» оригинальной, пожалуй, даже уникальной конструкции, несмотря на весть риск задуманного, оказалась успешной и долгоживущей. В ходе войны «Лайтнинги» стали разведчиками (F-4/F-5), штурмовиками и ночными истребителями. На «Лайтнингах» летали лучшие асы ВВС США. На «Лайтнинге» летал и погиб известный летчик-писатель Антуан де Сент-Экзюпери.

Развитием схемы Р-38 стали опытные машины с новыми двигателями - истребитель ХР-49 (1942 г.) и многоцелевая версия ХР-58 (1944 г.). Но в данном случае оправдалась поговорка «Лучшее - враг хорошего». Эти самолеты так и не вышли из стадии немногочисленных испытательных полетов.

TwinPlan036.jpg TwinPlan037.jpg TwinPlan038.jpg

Northrop Avio 1

Fokker G.1.

Arpin A-1.

TwinPlan039.jpg TwinPlan040.jpg TwinPlan041.jpg
Praga E-51. Fokker D.23.

BV138.

Оглавление