Оглавление

SeeAvibg117.jpg SeeAvibg118.jpg

ЮГ-1 из состава 62-й эскадрильи

Летающие лодки "Валь" на Черном море

Надо отметить, что согласование вариантов плана развития флота в первой пятилетке было проведено еще на заседании РВС СССР 8 мая 1928 г. под председательством К.Е. Ворошилова. Тогда по настоянию флотских руководителей одобрили концепцию "малой войны на море" как основу официального взгляда на строительство и применение флота. Приоритет в развитии отдали подводным лодкам и легким силам (крейсерам и эсминцам). Началась разработка новых систем оружия. Но не все оказались согласны с официальной позицией, считая её довольно сомнительной

В апреле 1929 г. группа адъюнктов Военно-морской академии А. Якимычев, А. Александров, Н. Алякринский и С. Столярский составила "Докладную записку о характере строительства Военно-морских сил РККА на Балтийском театре", направленную ими начальнику морских сил (Наморси) Р. Муклевичу. Авторы решительно отрицали целесообразность проведения флотом каких-либо самостоятельных операций и тем более попыток борьбы за господство на театре военных действий. По силам противника, приближающимся к нашему побережью, должны были наноситься "сосредоточенные удары" соединениями разнородных сил. Главной ударной силой флота должны были стать подводные лодки и торпедные катера ("москитные силы"), а также авиация. Позже эти взгляды нашли отражение во "Временном морском уставе Морских сил РККА" 1937 г. Руководство морской авиации в свою очередь старалось определиться с ролью и местом морской авиации в системе вооружённых сил, о чем свидетельствовало принятое приказом РВС СССР от 22 февраля 1930 г. № 43 «Наставление по боевому применению морской авиации». Приказ был подписан Наркомом по Военным и Морским делами и Председателем РВС СССР Ворошиловым.

Отдавая должное довольно скромным возможностям морской авиации, в Наставлении было записано: «В современной стадии развития морская авиация рассматривается как вспомогательное боевое средство, имеющее основным назначением содействовать операциям Морских сил». Таким образом, не исключалось, что морская авиация в перспективе займёт более достойное и подобающее ей место. Далее в Наставлении были определены основные рода морской авиации: разведывательная, бомбардировочная, торпедоносная и истребительная. Обращает внимание, что штурмовой авиации, как роду сил, в морской авиации места не нашлось. Морская авиация делилась на береговую и корабельную. Береговая авиация организуется из отдельных отрядов и эскадрилий. Из общих положений следовало, что боевое управление всеми частями морской авиации на данном морском театре осуществляет начальник ВВС моря.

Постановлением Реввоенсовета СССР от 23 марта 1932 г. вводилась доктрина ВВС КА, существенно пересмотревшая основы организации и применения авиации Красной Армии. По новой доктрине строительство ВВС КА подчинялась идее широкого применения авиации при решении как оперативных, так и тактических задач. Тем самым ВВС из оружия вспомогательного назначения переводились в самостоятельный вид вооружённых сил. Предполагалось, что с началом войны авиация Красной Армии в оперативном взаимодействии с другими родами сил будет решать основные задачи, включая и уничтожение морского флота противника. Доктрина ориентировалась на решение авиацией задач в глубокой наступательной операции, которую разработали к 1935 г.

Определённый интерес представляют материалы тех лет, особенно в части подхода к методике расчёта потребных сил и средств в случае военных действий, расходов на боевую подготовку и содержание лётного состава. Согласно расчётам, в зависимости от типа самолёта в 1931 г. стоимость часа полёта составляла: для И-5 — 386 руб. 29 коп; Р-5 — 441 руб. 36 коп.; Р-6 — 726 руб. 72 коп; ТБ-1 — 791 руб. 75 коп; ТБ-3 — 1288 руб. 97 коп. Это суммарный показатель учитывающий: расходы на горючее (бензин 1 литр — 6 руб. 61 коп, масло — 7 руб. 17 коп.), запасные части, ремонт, содержание лётного и технического состава, средств обеспечения полётов, амортизацию самолёта и двигателя и т.п.

Оглавление