![]() |
![]() |
Истребитель Ньюпор X из 1-го отряда Балтийского флота |
Летающая лодка М-15 Балтийского флота. 1919 г. |
Немецкое наступление вынудило Балтийский флот оставить основные пункты базирования. С большими потерями эвакуировалась и морская авиация.
Балтийская авиация в этот период превратилась в своеобразный центр подготовки подразделений морской авиации и организовывала их отправку на ответственные участки борьбы.
Из справки Коллегии Народного Комиссариата по морским делам от 23 сентября 1918 г. следует, что к этому сроку удалось сформировать:
1. Беломорский отряд из шести самолётов М-9 и девяти истребителей. В конце сентября 1918 г. три М-9 и три истребителя находились в Котласе, три М-9 на станции Плесецкая и три истребителя в Вологде.
2. Волжский гидроотряд — шесть М-9 и три истребителя.
3. Пермский гидроотряд — три М-9 и три истребителя. Вышел из Петрограда 27 сентября 1918 г. Впоследствии он перебазировался в Котлас.
4. Каспийский гидроотряд из шести М-9.Первые три самолёта в сентябре уже находились в Астрахани.
5. Начал формироваться Онежский гидроотряд из шести самолётов М-9. Кроме того, оборудованы воздушные посты в Шлиссельбурге и на Онежском озере. Комплектование воздушных отрядов продолжалось и впоследствии.
На Балтийском театре военных действий решающие события развернулись в 1919 г. Им предшествовали следующие обстоятельства: осенью 1918 г. поражение Германии в войне стало очевидным и там началось революционное движение. В этой обстановке советское правительство посчитало возможным аннулировать Брестский мир. После освобождения Нарвы частями 7-й армии в конце ноября 1918 г. в Копорский залив был направлен Саратовский гидроотряд (начальник Н.С. Мельников). Однако из-за ледовой обстановки действовали только два «Ньюпора». После того как Нарву пришлось оставить, отряд перебазировали на станцию Волосово и перевооружили на самолёты «Лебедь-ХII» с колёсным шасси.
На май 1919 г. в Балтийской авиации числилось двенадцать самолётов в Ораниенбауме, восемь истребителей в Петергофе, семь самолетов в Шлиссельбурге и Петрозаводске. Ораниенбаумский дивизион втягивался в боевую кампанию, протекавшую над Финским заливом, Ладожским и Онежским озерами и прилегающей территорией. Базами служили Ораниенбаум, Новый Петергоф, Гутуевский и Крестовский острова в Петрограде, Шлиссельбург и Петрозаводск.
В середине мая 1919 г. вооруженные Антантой войска генерала Юденича, совместно с финскими, эстонскими и русским добровольцами при непосредственной поддержке английских войск и кораблей, развернув наступление на Петроград, вышли на подступы к Гатчине. Северный корпус генерала Родзянко и эстонские части генерала Лайдонера, прорвав фронт в районе Ямбурга, устремились к Петрограду, но путь им преграждал форт «Красная горка». Комендант форта, бывший поручик Неклюдов пользовался доверием советского командования, а гарнизон считался дисциплинированным. Комиссия из Кронштадта, побывавшая на "Красной горке" в мае 1919 г., пришла к выводу, что на форт можно положиться. Однако фактически настроение гарнизона было не лучше, чем в других частях 7-й армии, защищавшей Петроград. Военный коммунизм, голод, продразверстка не воспринимались как залог обещанного "светлого будущего".
И так случилось, что когда 10 июня на сторону белых перешли два полка, то на подступах к "Красной горке" остался только отряд моряков Балтийского флота. Решающие события разыгрались в ночь с 12 на 13 июня, когда форт «Серая лошадь" поддержал восставших. Мятеж пришлось срочно подавить. Для сосредоточения усилий авиации морские авиаотряды были объединены в группу из 67 самолётов под командованием начальника авиации 7-й армии.
Штурм мятежной "Красной горки", начавшись 15 июня, продолжался до вечера. Ближе к полуночи Неклюдову стало ясно, что дальнейшее сопротивление грозит разгромом. Восставшие вышли из форта, прихватив с собой всех арестованных (по дороге половина из них была расстреляна). На следующий день практически без сопротивления пала "Серая лошадь". В разгроме восставших приняла участие и морская авиация, сбросив только за 15 июня 50 двухпудовых бомб.
К середине июля объединенными силами наступление Юденича удалось остановить, и на Петроградском фронте обстановка начала изменяться в пользу Красной Армии. Летом 1919 г. в Финском заливе появились английские самолёты, которые, прикрываясь нейтралитетом Финляндии, базировались на её территории.
В конце июня Красная армия приступила к боевым действиям против финнов с нанесением главного удара в районе Видлица. Операция завершилась успешно. Лётчики Онежского гидроотряда обеспечивали переход десанта и поддержку его на берегу. В районе Бьёрских шхер Финского залива удалось обнаружить английскую базу гидросамолётов. 6 августа четыре М-9 и два «Ньюпор-23» совершили налёт на базу и стоявший там английский авиатранспорт «Виндиктив», который был подожжён и получил значительные повреждения. Потерь от противника группа не имела, но при возвращении один из самолётов был сбит зенитным огнём с кронштадтского форта. За всю кампанию лётчики Онежского авиаотряда налетали 76 часов.