![]() |
![]() |
Ньюпор-24 из состава 1-го морского истребительного отряда |
Подъем британского аэростата на Северной Двине. 1919 г. |
![]() |
![]() |
Английская авиабаза у Медвежьей горы. Июнь 1919 г. |
Самолет Шорт-184 британского авиаотряда на Двине. Справа виден хвост летающей лодки М-5 |
Наибольшую активность в кампании 1918 г. проявили летчики 1-го морского истребительного отряда (начальник — летчик Н.А. Яковицкий) и 2-го морского истребительного отряда (начальник - летчик Борис Щепотьев), оказывая помощь войскам 6-й армии и Северодвинской флотилии. Выполнено было несколько ночных групповых вылетов в сопровождении истребителей. Один из них по инициативе Н.С. Мельникова состоялся в ночь на 24 июня 1919 г. Группа из четырех М-20 в сопровождении двух истребителей «Ньюпор» без помех вышла на цели и сбросила бомбы. На аэродроме противника возникло несколько очагов пожара. Самолеты возвратились без потерь. Однако они появились после того, как группа противника составом до 20 самолётов нанесла ответный удар. Для их перехвата и отражения налёта смог подняться только один самолёт, пилотируемый Н.С. Мельниковым, которому удалось подбить один самолёт и принудить его произвести посадку, лётчик попал в плен. Северный воздушный дивизион совместно с Северо-Двинской флотилией участвовал в отражении августовского 1919 г. наступления противника.
Советским лётчикам на Севере противостоял славяно-британский авиакорпус. Высадившись на Кольский полуостров, англичане в устье р. Кола основали станцию для поплавковых самолётов. Для базирования двух гидросамолётов англичане использовали также небольшую баржу, включённую в британскую речную флотилию. В кампанию 1919 г. флотилию усилили баржами большего водоизмещения, превращенными в базы для 18 самолётов с британского авиатранспорта «Пэгэсэс». Действия этих групп продолжались до конца августа 1919 г. Впоследствии на нескольких авиатранспортах англичане доставили ещё около 30 самолётов. После ухода англичан в сентябре-октябре 1919 г. вооружённые силы Северного правительства генерала Е.К. Миллера располагали в Мурманске отрядом из девяти гидросамолётов под командованием лейтенанта И.С. Краевского.
С августа 1918 г. по сентябрь следующего года лётчики Северного воздушного дивизиона налетали 345 часов, выполнив 456 самолёто-вылетов. 1-й Северный гидроотряд находился на Северной Двине до его возвращения на Балтику в сентябре 1919 г. До перелёта к противнику в августе им руководил Н.А. Яковицкий, после чего командование перешло к Н.С. Мельникову, а через несколько дней — к Б.А. Пилиповскому. До сентября 1919 г. на Северной Двине находился и Камский гидроотряд. В марте 1920 г. боевые действия на Севере завершились.