Оглавление

SeeAvibg090.jpg

Авиатранспорт "Император Николай I" принимает на борт летающую лодку "Кертисс F"

Как уже отмечалось в июльском номере журнала, в конце 1915 года штаб Черноморского флота занялся подготовкой набеговой операции на Зонгулдакский порт и закрытый горами угольный район, полагая, что корабельные самолёты способны решить основную задачу операции.

Утром 5 февраля 1916 г. для оценки метеорологических условий в районе Зонгулдака из Севастополя вышли миноносцы «Поспешный» и «Громкий». Группа кораблей, включавшая линейный корабль «Императрица Мария», крейсер «Кагул», эскадренные миноносцы «Заветный» и «Завидный», авиатранспорты «Император Александр I» и «Император Николай I», вышла в 14 часов. На «Александре» базировался 1-й корабельный отряд из семи М-5 и 14 человек лётного состава. Боевая нагрузка самолетов - по две пудовые и по две - четыре 10-фунтовые авиационные бомбы. Руководил отрядом лейтенант Р.Ф. Эссен. Бортовые номера самолётов: 35; 37; 39; 43; 49; 50 и 51. На «Николае» имелось также семь М-5 2-го отряда. Боевая нагрузка самолётов - по две 50-фунтовые и две 10-фунтовые авиабомбы. Руководил отрядом лейтенант А.К. Юнкер. Бортовые номера самолётов: 32; 34; 38; 40; 44; 46 и 47. На всех самолётах имелись специальные цветные сигнальные дымки для обеспечения связи с кораблями и целеуказания. Воздушной частью операции руководил временно исполнявший обязанности начальника авиации флота лейтенант Е. Коведяев, находившийся на линкоре.

Вскоре после выхода из базы авиатранспорты отделились от отряда кораблей (первой маневренной группы) и последовали в район выполнения боевой задачи самостоятельно. В 17 ч 5 февраля миноносцы «Поспешный» и «Громкий» вышли к Зонгулдаку, обнаружив стоящий за молом пароход, выпустили по нему несколько снарядов и доложили обстановку.

Утром 6 февраля к авиатранспортам присоединились миноносцы «Поспешный» и «Громкий». Они проследовали в точку спуска гидросамолётов (20-25 миль от объекта удара). После спуска 14 самолётов авиатранспорты отошли севернее, а миноносцы остались для охранения и оказания помощи. На спуск и взлёт самолётов ушло 36 мин. Подняться в воздух смогли только 12 самолётов, но через 10 мин с самолета лейтенанта М. Ламанова сорвалась бомба, взорвавшаяся при ударе о воду. Ламанов прекратил задание, но после осмотра самолёта решил повторить взлёт. Однако появилась неисправности в работе двигателя и вылет был отменен.

Бомбометание по пароходу и запасным целям в гавани и портовым сооружениям производили девять самолётов. Атаки выполнялись с различных направлений в условиях противодействия средств ПВО. По стоявшему в порту пароходу три самолёта сбросили восемь бомб разного калибра. Однако повезло только экипажу лейтенанта Марченко с наблюдателем прапорщиком князем Лобановым-Ростовским. Сброшенная ими 50-фунтовая бомба попала в судно «Ирмингард» водоизмещением 4000 т. Судно затонуло, но впоследствии его подняли и отремонтировали, а затем его еще раз потопила подводная лодка.

Оглавление