Оглавление

Из боевого донесения лейтенанта В.М. Марченко: «...согласно приказанию вашего высокоблагородия я вылетел на аппарате № 32 в 10 ч 22 мин, имея наблюдателем прапорщика князя Лобанова-Ростовского с целью повредить суда, стоящие за молом гавани Зонгулдак. Забирая высоту, я подошел к Зонгулдаку со стороны Килимли, имея высоту 1500 м. Проходя над молом, за которым стояло два парохода (один около 1200 т и второй около 2000 т), наблюдатель князь Лобанов-Ростовский сбросил 50-фунтовую бомбу в большой пароход. Бомба попала в него около трубы, и пароход заволокло облаком дыма и угольной пыли. Развернувшись, я прошел вторично над пароходом, причем была сброшена вторая бомба, упавшая около парохода в воду. Попутно делались снимки фотографическим аппаратом, при проявлении не удавшиеся. Считаю долгом донести, что поведение прапорщика князя Лобанова-Ростовского при очень сильном обстреле было безукоризненным, чему и надо приписать удачное попадание первой бомбы». Действительно можно только удивляться редкому везению: как можно было во что-нибудь попасть с такой высоты, не имея прицельных приспособлений!

Четыре гидросамолета 1-го отряда и гидросамолёт из 2-го отряда сбросили по самому порту и портовым сооружениям 18 авиабомб. По железнодорожному узлу четыре самолёта сбросили девять бомб. По батарее отбомбился экипаж лейтенанта Б.Н. Лучанинова с наблюдателем прапорщиком B.C. Ткачом. Эссен и Олейников доложили о результатах своего бомбометания: «первая пудовая бомба попала в мол впереди носа парохода, вторая десятифунтовая - за кормой среди (рыбацких) лайб, произведя на одной из них пожар, третья пудовая угодила в большое белое здание в районе железнодорожного узла и четвертая (десятифунтовая) разорвалась за кормой парохода на берегу».

Приводнившись в 11 ч 13 мин. лейтенант Эссен стал подруливать к авиатранспорту «Александр I» для подъема. Но в этот момент, избегая торпедной атаки германской подлодки, авиатранспорт дал машинами ход вперед. О том, что произошло в дальнейшем, описывает в своём рапорте лейтенант Эссен: «Выполнив задачу, через 50 мин. я возвратился к «Императору Александру I» и подошёл к борту для подъёма. Мне были брошены концы и стали подтягивать к борту. В это время машинам был дан полный ход вперёд, и мой аппарат стало сносить под корму на винты. Вслед за этим на корабле раздался первый выстрел, концы были сброшены на аппарат и запутались на моторе, поломав мне выпускной клапан. Находясь в двух саженях за кормой корабля вдруг я и мой наблюдатель заметили подводную мину, идущую на наш аппарат. Мина шла довольно медленно, коснулась лодки, остановилась, затем её течением от винтов отнесло в сторону и она через несколько минут затонула. Выловить её я не имел возможности из-за порчи мотора. Распутав намотавшийся на мотор конец, и выбросив поломанный клапан, мой механик запустил мотор и я, на восьми цилиндрах оторвался от воды и стал искать подводную лодку и охранять наши корабли. В 12 час 2 мин я сел и был поднят на корабль».

Довольно успешно справился с задачей экипаж лейтенанта Г.В. Корниловича и зауряд-прапорщика В.Л. Бушмарина 1-го отряда. С высоты 1200 метров они одновременно сбросили две 40-фунтовые бомбы по транспорту средних размеров, но прямого попадания не достигли. Затем, сбросили четыре 10-фунтовые бомбы на угольный городок и наблюдали два взрыва, повредившие здание. При подлете к своему судну «Император Александр I», летчики на дальности 4 кабельтовых от миноносца, буксирующего гидросамолёт, обнаружили перископ подводной лодки, идущей на сближение с миноносцем, Обозначив ее место цветными дымками, летчик встал в вираж. В ходе артобстрела цели ныряющими снарядами с «Императора Александра I», подводная лодка ушла на глубину, а миноносец, отдав буксир, приступил к циркуляции. Это первый в истории Черноморского флота случай срыва летчиками атаки германской подводной лодки «UB-7», патрулировавшей в этом районе.

Эпизод с Эссеном и Корниловичем в изложении Драшпиля существенно отличается в деталях, но представляется более интересным.

Он пишет, что самолётам было приказано сделать повторный налет, что не соответствует истине: «В то время, как гидро лейтенанта Р. Эссена, пришвартованное к корме «Александра 1-го», пополнялось горючим и брало на борт бомбы, на гидрокрейсер была произведена атака подводной лодкой (UB-7). Заметив лодку, лейтенант Г.В. Корнилович, уже поднявшийся в воздух для повторной бомбежки, бросил в нее бомбу и обозначил ее местонахождение цветным дымком. «Александр I» спешно отдал швартовы стоящего у его кормы гидро, и оба гидрокрейсера пошли в море, делая зигзаги и открыв огонь ныряющими снарядами. Мина, выпущенная лодкой в гидрокрейсер, прошла мимо, благодаря искусному маневрированию командира крейсера, и, идя почти по поверхности, ударилась в борт гидро лейтенанта Эссена, задрав при этом нос. Лейтенант Эссен обхватил ее обеими руками, но мина выскользнула из его объятий, прошла под кузовом и утонула. UB-7 не была повреждена вопреки уверениям некоторых историографов в противном. Гидро обоих гидрокрейсеров последовали за ними, кружась в воздухе, пока у них не иссяк запас горючего, что заставило их сесть на воду. Взятые на буксир миноносцами, они были отбуксированы к своим авиоматкам» (орфография соблюдена).

Зонгулдакская операция показала возросший уровень лётно-тактической подготовки лётного состава, действиями авиации пытался руководить начальник авиации флота, подтверждена возможность обнаружения малоразмерных объектов в море, принимались меры по противолодочному обеспечению района высадки с участием корабельной авиации. По нескольким целям сброшено 38 бомб общим весом 368 кг. Потоплен транспорт.

За отличия и достигнутые успехи приказом по Флоту и Морскому ведомству № 198 от 6 марта 1916 года лейтенанты В. Марченко и Г. Корнилович* были награждены Георгиевским оружием, члены их экипажей Георгиевскими медалями.


* КОРНИЛОВИЧ Георгий Валерьянович (1891). Окончил Морской корпус в 1910 г. корабельным гардемарином, через год получил чин мичмана. В столичном Политехническом институте на кораблестроительном отделении прослушал теоретический курс авиации, окончил Севастопольскую авиационную школу ОВФ, получил звание военного лётчика (1913). В начале Первой мировой войны - летчик резервного отряда на станции «Круглая бухта» Черноморского флота, после - летчик корабельного отряда на авиатранспорте «Император Николай I». Отличился в феврале 1916 г. при бомбардировке порта Зонгулдак и первым среди российских летчиков обнаружил перископ германской подводной лодки, благодаря чему удалось сорвать ее атаку. В кампании 1917 г. лейтенант Корнилович служил начальником 5-го отряда 2-го дивизиона 1-й бригады Воздушной дивизии Черного моря. Дальнейшая судьба неизвестна.

Оглавление