Оглавление

SeeAvibg082.jpg

"Ньюпоры-17", угнанные под руководством Сафонова из России

После вторжения в Рижский залив немецких кораблей и боя 4 октября с линейным кораблём «Слава», броненосцем «Гражданин» (бывший «Цесаревич») и крейсером «Баян», командование Балтийским флотом приняло решение об эвакуации с Моонзундских островов.

Довести состав воздушной дивизии Балтийского моря до штатного состава не удалось. После оставления в сентябре-октябре 1917 г. Риги, островов Рижского залива и Моонзундского архипелага, дивизия понесла большие потери. Пришлось вместо потерянных станций обустраивать посты в Наргене, Балтийском порту, Нарве и Котке и сформировать два отряда истребителей на сухопутных самолётах: один - под командованием старшего лейтенанта М.И. Сафонова*, второй - под командованием старшего лейтенанта А.Н. Прокофьева-Северского. Ещё летом, для их базирования оборудовали аэродромы на Цереле, в Аренсбурге, Куйвасте (о. Моон). Гапсале и Вердере. Впрочем, осенью они все оказались у немцев.

Морской генеральный штаб 5 октября получил телеграмму от контр-адмирала Развозова, что при проведении Моонзундской противодесантной операции флот потерял более половины самолётов и это исключает возможность ведения регулярной воздушной разведки. Просьба балтийцев о помощи была воспринята, но сделать ничего не удалось и 19 октября русские корабли через Моонзундский пролив вошли в Финский залив, куда немецкие корабли не рискнули заходить.

2 декабря 1917 г. в Брест-Литовске между германо-австрийским и российским командованием было заключено соглашение о месячном перемирии на всём восточном фронте.


* САФОНОВ Михаил Иванович (1893-1924). В апреле 1914 г. закончил Морской корпус. 16 июля 1914 г. произведён в мичманы. За несколько дней до начала мировой войны зачислен в 1-й Балтийский флотский экипаж. Приказом командующего Флотом Балтийского моря от 18 ноября 1915 г, направлен в распоряжение Главного морского штаба для последующего поступления в Офицерскую школу морской авиации ОВФ в Петрограде. После окончания школы и стажировки в Баку в начале февраля 1916 г. прибыл в Ревель. 27 августа 1916 г. в бою над Ирбенским проливом мичман М.И. Сафонов вместе с механиком Орловым, действуя в группе из четырёх самолётов, подбили один из немецких самолётов. Вторая победа Сафонова 17 июля 1917 г. не совсем очевидна ввиду неопределённости: «преследовал (гидросамолёт) и возможно, сумел причинить ему повреждения». В соответствии с приказом по армии и флоту от 28 июля 1917 года Сафонов был произведен в лейтенанты. Очередная победа относится к 25 августа, когда на перехват двух германских аппаратов взлетели две летающие лодки и два «Ньюпора-17». В результате боевого столкновения один из немецких самолётов был сбит. И в данном случае автора победы установить сложно. Это или прапорщик З.К. Галактионов со стрелком унтер-офицером Киселевым на М-9 или лейтенант М.И. Сафонов на «Ньюпоре-17», а возможно и другие экипажи.

Воздушные победы, одержанные 3 и 4 октября, представляются наиболее убедительными: сбит и упал гидросамолёт «Фридрихсхафен», а двухмоторный бомбардировщик, после пулемётной очереди с дальности 20 м стал рассыпаться и загорелся. Две последние победы Сафонов одержал на самолёте «Ньюпор-17». В октябре Михаил Сафонов получает очередной чин старшего лейтенанта. В ноябре 1917 г. Сафонова назначают начальником 2-го истребительного авиаотряда и в течении двух дней (16 и 17 ноября) он одерживает две очередные воздушные победы.

После Октябрьской революции Сафонов продолжал служить в авиации флота Балтийского моря. В ряде статей и публикации утверждается, что к концу 1917 г. старший лейтенант Михаил Сафонов довёл счёт сбитых самолётов до 11, что не подтверждается документами. Более-менее реальным представляется, что на счету экипажа Сафонова пять или шесть сбитых и повреждённых самолётов..

19 марта 1918 г. на основании декрета Совета Народных Комиссаров увидел свет приказ по флоту и Морскому ведомству № 102, которым и был уволен со службы старший лейтенант Михаил Иванович Сафонов. Он, как и большинство офицеров, не принял революцию. Сафонов, братья Зайцевские и В.А. Парфененко заключили контракт с финским правительством о службе в гражданской авиации. Однако можно предполагать, что имелась в виду и деятельность, далёкая от гражданской. 11 апреля 1918 года с Комендантского аэродрома в Петрограде заговорщики «угнали» четыре самолёта, взяли курс на Финляндию и приземлились в «столице финской контрреволюции» городе Васа. Сафонов летел с женой. В мае гражданская война в Финляндии закончилась, а в России она только начиналась. Летом 1918 г, через оккупированную немцами территорию, Сафонов добрался до Новочеркасска, где вступил в Добровольческую армию генерала А.И. Деникина. Подробностей о его службе в этот период не сохранилось. После поражения белого движения в России Сафонов оказался в Персии, затем в Индии. Из Индии семья перебралась в Китай и Сафонов поступил на службу к правителю Манчжурии Чжан Цзо Линю, врагом которого была партия Гоминьдан. Когда в начале 1924 г. начались военные действия между Чжан Цзо Линем и Гоминьданом, Сафонов участвовал в боях и в мае 1924 г. его самолёт был сбит наземным огнём во время патрулирования над рекой Минг (по другим данным работал на Китайских гражданских авиалиниях и в мае 1924 г. погиб в авиакатастрофе). Награды: орден св. Анны 4-й степени, закрепленный на кортике с надписью «За храбрость»; св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом; св.Владимира 4-й ст. с мечами и бантом.

Оглавление