Оглавление

С 20 апреля по 20 сентября 1916 г. балтийские лётчики совершили 163 самолёто-вылета, преимущественно на разведку в Рижском заливе, Ирбенском проливе, побережье от Риги до Либавы, занятого немецкими войсками. Кроме того, производилась разведка в Балтийском море и устье Финского залива. В отдельные дни производилось до десяти самолёто-вылетов. В то же время наносились удары по кораблям и населённым пунктам Лизерорта, Виндава и по аэродрому противника на озере Ангерн (Энгурес).

Из летописи следует: «26 сентября состоялся налёт трёх русских гидросамолётов под общим командованием лейтенанта А.Н. Горковенко на немецкую авиационную станцию на оз. Ангерн. Самолёты сбросили 12 бомб на ангары и другие сооружения. Во время налёта русские гидросамолёты были атакованы поднявшимися в воздух немецкими самолётами (до 20 машин) в том числе несколькими сухопутными истребителями «Фоккер». Гидросамолёт мичмана Зайцевского, на котором был тяжело ранен в грудь разрывной пулей бортмеханик, оказался в тяжелом положении, так как его атаковали несколько самолётов. Бросившись на помощь, лейтенант Горковенко атаковал противника и отвлёк последнего, причём в бою с численно превосходящим врагом был сбит и погиб. Два остальных гидросамолёта благополучно вернулись на базу».

В трактовке Драшпиля этот эпизод существенно отличается: «26 сентября лейтенант А.Н. Горковенко с мичманами Сафоновым и Зайцевским, будучи в дежурстве на о-ве Руно, совершили налет на озеро Ангерн, где они были встречены превосходящими силами «фоккеров». Выручая Сафонова, аппарат Горковенко был подбит, упал в море и утонул. Команда его не была спасена».

После спада напряжённости состоялись награждения. Вот только некоторые из них: С. Петров награждён орденом св. Георгия 4-й степени, С. Лишин (ранее награждённый этим орденом) и А. Прокофьев получили георгиевское оружие с надписью «За храбрость», М. Телепнев, В. Литвинов и другие летчики были награждены георгиевским оружием.

SeeAvibg077.jpg

Истребители "Ньюпор-17" Морской Школы воздушного боя

Командование поначалу не придало значения подвигу Горковенко*, но впоследствии, уже посмертно, наградило его орденом св. Георгия 4-й степени, а месяцем позже георгиевским оружием.

Из приведенных эпизодов со всей очевидностью видно, что у русских лётчиков было традиционно сознание необходимости спасти товарища, даже подвергая опасности свою жизнь. Подобные случаи имели место и раньше. Так, во время атак немецких тральщиков, работавших в Ирбенском заливе, мичман Зайцевский из-за возникшей неисправности двигателя вынужден был приводниться недалеко от миноносца противника, который обстрелял его. Невзирая на опасность два наших гидросамолёта приводнились рядом, забрали экипаж, утопили гидросамолёт и благополучно вернулись на авиационную станцию.

Практически вся деятельность балтийской авиации проходила в условиях превосходящих сил противника. Особенно интенсивно немецкая авиация действовала по аэродромам и посадочным площадкам. Так, аэродром в Кильконде (Кихельхонна) подвергался налётам с воздуха пять раз, Церель (Сырве) - семь раз. Видя нужду в быстроходных истребителях, А.А. Тучков** пытался получить их от армии, и, для обучения полетам на них, морские летчики откомандировывались в Гатчину. Среди них был А.Н. Прокофьев-Северский***, после командовавший отрядом истребителей на о. Эзель. В 1916 г. производились опыты установки 37 мм пушки Гочкиса на аппараты Щетинина.

По состоянию на ноябрь 1916 г. в авиации Балтийского моря насчитывалось 83 самолёта (18 М-5, 53 М-9, 12 М-11).

До конца 1916 г. авиация флота произвела 1022 самолёто-вылета, сбросила 200 бомб. Нетрудно посчитать боевое напряжение. Если принять боевой состав в среднем 60 самолётов, то каждый из них выполнил 67 вылетов в год, или один вылет в пять дней, а с учётом ледовой обстановки - один вылет за три дня.

На январь 1917 г. в боевом составе находилось 88 самолётов и 45 лётчиков. При отражении налётов авиации противника балтийские лётчики провели 19 воздушных боёв, противник потерял шесть самолётов, свои потери составили три самолёта. При таких начальных данных приступили к созданию авиационных частей и соединения.

Воздушная дивизия Балтийского флота создавалась согласно введенному приказом начальника Морского штаба верховного главнокомандующего от 30 ноября 1916 г. Положения о службе морской авиации и воздухоплавания. Началась штабная организационная работа.


* ГОРКОВЕНКО Арсений Николаевич (1891-1916). Окончил Морской корпус в 1911 г. корабельным гардемарином, имел золотой знак за окончание училища. Через год получил чин мичмана. В столичном Политехническом институте прослушал теоретический курс авиации, закончил Бакинскую школу морской авиации. Получил назначение на Балтийский флот, на воздушную станцию в Ревель (1916). Приобрел опыт выполнения воздушной разведки. С поступлением в отряд летающих лодок М-5, вооружённых пулеметом, участвовал в воздушных схватках и вскоре сбил неприятельский самолёт.

** ТУЧКОВ Александр Александрович (1884-1956). Окончил Морской корпус в 1904 г. Один из основателей отечественной морской авиация. Фактически руководил её развитием и созданием организационных форм. Морской лётчик. В годы Первой мировой войны являлся начальником воздухоплавательного отделения Морского Генерального штаба, начальник учетно-строевого отделения Управления морской авиации и воздухоплавания. В 1915 г. по совместительству начальник Петроградской офицерской школы морской авиации ОВФ, допущен к исполнению обязанностей начальника воздушной бригады, капитан 2-го ранга. После революции жил в США.

Оглавление