Оглавление

Для противодействия неприятелю в начале августа 1916 г. сводный отряд под командованием лейтенанта Дитерихса* перебазировался на о. Руно, откуда 14 августа пара самолётов бомбила немецкую авиационную станцию на озере Ангерн. Сброшенными бомбами были подожжены здания и ангары. Самолёты вынуждены были принять бой с семью самолётами противника, один из которых сбили, а два повредили. Балтийские лётчики потерь не имели.

Этот эпизод описан в Летописи достаточно подробно: «14 августа был выполнен налёт двух русских гидро с лётчиками лейтенантом Дитерихсом и мичманом Прокофьевым на германскую авиастанцию на оз. Ангерн (Курляндия), причём на ангары были сброшены зажигательные бомбы. Во время боя с поднявшимися в воздух семью неприятельскими самолётами один из них был сбит и упал, а два вынуждены из-за повреждений спланировать на воду. Оба русских самолёта вернулись на станцию, имея один 3, а второй 13 пулевых пробоин». В результате налёта уничтожен самолёт «Фридрихсхафен» № 664, повреждены четыре самолёта «Бранденбург».

Немцы, в свою очередь, 15 и 16 августа бомбили станцию на о. Руно, повредив три самолета.

Ответный удар по авиационной станции на озере Ангерн состоялся в ночь на 17 августа. Участвовало пять самолётов. По докладам экипажей зажигательными бомбами подожжен ангар и несколько зданий. Это первый в истории отечественной морской авиации ночной налет группы самолетов. Возвращавшиеся экипажи давали условный сигнал, используя пистолеты Верн (ракетницы) и цветные дымки. На эсминце «Гиляк» включали прожекторы, обозначая полосу приводнения, и спускали на воду шлюпки. Эсминец «Поражающий» находился в 8 милях от Мессарогоцена, чтобы помочь экипажам в случае вынужденной посадки вблизи курляндского побережья.

Полеты самолётов морской авиации в районе немецкой станции Ангерн позволили выяснить систему противовоздушной обороны неприятеля. Благодаря этому самолеты «Илья Муромец» 2-го отряда эскадры воздушных кораблей из Зегевольда совершили 22 августа успешный налет на германскую авиационную станцию — подожгли пристань, два ангара, повредили несколько самолетов.

Очередной вылет с о. Эзель выполнила 4 сентября группа из восьми самолётов для выявления позиций батарей, установленных противником на побережье между Домеснесом и Михайловским маяком. По данным экипажей обнаружено четыре батареи, по которым сбросили 41 бомбу, в том числе 12 зажигательных. Было замечено несколько попаданий.

Корректировка артиллерийского огня самолётами давала неплохие результаты. Так 9 сентября канонерская лодка «Храбрый», находившаяся в районе Ирбенской позиции, обстреливала при содействии гидросамолетов-корректировщиков группу неприятельских тральщиков. Как видно, взаимодействие оказалось успешным и два повреждённых германских тральщика выбросились на берег, а остальные предпочли за лучшее удалиться. Немецкие самолёты безуспешно пытались атаковать канонерскую лодку. Атака была отбита, причём один из самолётов противника повреждён.

12 сентября самолёты «Орлицы» корректировали огонь линейного корабля «Слава» и миноносцев, обстреливавших позиции в районе Риги. «Орлицу» безуспешно атаковали немецкие самолёты, сбросившие четыре бомбы.

В октябре гидросамолёты «Орлицы» производили разведку плацдарма высадки десанта у маяка Домеснес. Десант оказался успешным. Был захвачен в плен немецкий отряд (19 октября). Из-за осенних штормов и ранних заморозков «Орлица» ушла на зимовку в Гельсингфорс, закончив кампанию 1916 года.

17 сентября во время разведывательного полёта отряд из четырёх гидросамолётов в районе Курляндского побережья атаковали девять вражеских самолётов. Два русских самолёта, получивших повреждения, благополучно вернулись.


* ДИТЕРИХС Владимир Владимирович (1891-1951). Окончил Морской корпус в 1910 г. Служил на кораблях Балтийского флота. В конце 1914 г. добровольно принял должность командира пулемётного взвода в конном подрывном отряде Балтийского флота при Кавказской ("Дикой") конной дивизии. В январе 1915 г. был ранен и контужен. С июня 1915 г. на излечении в Царскосельском Особом эвакуационном пункте, а затем прикомандирован к Морскому генеральному штабу. В ноябре-декабре 1915 г. обучался лётному делу на 2-й авиационной станции службы связи Балтийского флота. С 3 ноября приказом по флоту и морскому ведомству зачислен в морские лётчики. 2 декабря 1915 г. назначен в 3-й судовой авиаотряд, а 11 марта 1916 г. временно принял командование 1-м судовым авиаотрядом. Произведён в лейтенанты 1 января 1915 г. Участвовал в многочисленных разведывательных полётах и в воздушных боях. Согласно приказу командующего Балтийским флотом от 30 июня 1917 г. допущен к исполнению должности начальника 3-го воздушного дивизиона 1-й воздушной бригады. Совместно с подпоручиком Евламовым обучал на самолётах М-5 и М-Р группу из 13 авиамехаников (Столярский, Свинарёв, Кузнецов, Волков и другие). В конце 1917 г. прикомандирован к особому отделу Балтийского флота где и числился до 23 марта 1918 г. В период эвакуации Балтфлота из Финляндии, в начале 1918 г. был арестован финскими белогвардейцами и находился в тюрьме в Николайштадте. В июне 1918 г. был освобождён и после прибытия в Петроград, приказом по флоту назначен командиром недостроенного эсминца "Сокол". Осенью 1918 г. в Петрограде и Кронштадте по инициативе группы морских офицеров, в том числе и В.В. Дитерихса была создана тайная военная организация. "Великая Единая Россия", которая пыталась привлечь в свои ряды офицеров, чтобы содействовать Северной добровольческой армии. 23 февраля 1919 г. после ареста некоторых членов организации В. Дитерихс, будучи предупреждён, перешёл финскую границу. Приказом по флоту Балтийского моря от 24 июля 1919 г. объявлен дезертиром, как самовольно оставивший службу. В ноябре-декабре 1919 г. старший лейтенант Дитерихс находился в штабе Северо-Западной армии в распоряжении генерала для поручений Владимирова. Вскоре после окончания Гражданской войны Дитерихсу удалось вместе с супругой выехать в Абиссинию, где он служил в качестве военного советника. В 1930 г. убыл во Францию. Окончил высшую химическую школу, работал инженером-химиком в одной из ведущих фирм Франции. Скончался 28 декабря 1951 г. и похоронен на русском кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа.

Награды: орден св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом; св. Анны 4-й ст. с надписью "За храбрость"; св. Георгия 4-й ст. Награжден Георгиевским оружием.

Оглавление