Оглавление

30 июля 1910 г. с докладной запиской в Морской генеральный штаб обратился подполковник Михаил Михайлович Конокотин (родился в 1872 г., заведовал складом мин Уайтхеда Кронштадского порта). Он предлагал использовать для ведения разведки самолёты «Блерио» и «Антуанетт» (в поплавковом варианте) со специального судна (попытка установить самолет «Антуанетт на поплавки в июне 1911 г. оказалась безуспешной). Для базирования самолётов Конокотин предлагал использовать старый трехбашенный фрегат «Адмирал Лазарев» водоизмещением 3500 т постройки 1867-1868 гг. при соответствующем переоборудовании палубы, установке приспособления для подъема самолетов с воды и разгонных устройств для взлета. В письме Конокотин высказывал довольно интересные соображения относительно отделения от «сухопутного ведомства ввиду большой разницы в требованиях (к самолётам)» и предлагал «самостоятельно поставить развитие авиации во флоте».

Резолюция начальника Морского генерального штаба на обращении: «Прошу доложить, чем можем помочь?». Наверное, помочь, учитывая отсутствие самолётов у морского ведомства, было нечем и предложение Конокотина можно охарактеризовать как декларацию о намерениях. И всё же, 4 августа начальник Морского генерального штаба распорядился в смете следующего года предусмотреть необходимые расходы. Морской министр в свою очередь полагал необходимым заменить броненосец чем-либо более подходящим.

По предложению начальника Морского технического комитета в конце августа записку Конокотина передали в комитет по усилению флота на добровольные пожертвования. Таким образом, отказа Конокотин не получил, но и для его реализации его предложений ничего не сделали.

Подполковник Конокотин не одинок в исканиях путей сближения авиации и кораблей. В этот же период «Морской сборник» публикует статьи как зарубежных, так и отечественных авторов по этому вопросу. В переводе статьи инженер-капитана Шуматти рассматривались проблемы взлёта самолёта с палубы с применением наклонной палубы, снабжённой рельсами, и посадки после полёта на воду у корабля с последующим подъёмом его на борт.

Публиковались и другие, подчас экзотические предложения, по проблемам взлёта с корабля. Так в статье Форейтора предлагалась следующая техника взлёта самолёта: «Аэроплан подвешивается к стреле или крану. Запускается мотор, и стрела постепенно поднимается, причём аэроплан удерживается на месте тросом, компенсирующим силу тяги винта. При подъёме стрелы на необходимую высоту, карабин автоматически размыкается, и аэроплан начинает падать: сперва, по направлению составляющей силы тяжести аэроплана и тяги винта, но образующееся под несущей поверхностью сопротивление при соответствующем положении руля высоты даёт ему движение вперёд».

В статье «Аэропланы для флота», опубликованной в журналах «Морской сборник» (№ 6, 7, 8, 1911 г.) капитан 2-го ранга Н.А. Яцук кратко анализирует все возможные варианты взлёта самолёта с корабля, в том числе и с воды.

Практические работы по оценке возможности базирования самолётов на кораблях начались на Чёрном море. Морской генеральный штаб доложил морскому министру о подготовке мичманом Фриде опытов по подъёму гидросамолёта на палубу линейного корабля «Три святителя» после установки на нём специальной стрелы, изготовляемой Севастопольским портом (работы проводились в ноябре 1912 г.) и ходатайствовал о поощрении мичмана Фриде за его усердие и полезную деятельность, как лётчика (с 30 августа по 1 декабря 1912 г. налёт Фриде составил 27 ч 46 мин., что в несколько раз превышало налёт остальных пилотов).

В январе 1913 г. начальник Морского генерального штаба обратился к морскому министру за разрешением на проведение опытов на Черном море «по приспособлению кораблей для действий гидроаэропланов в море», а через месяц после этого начальник штаба Черноморского флота представил расчеты затрат на переоборудование транспортного судна «Днепр» для размещения одного и трёх самолетов «Кертисс» и план подготовки программы испытаний.

Черноморцы посчитали, что стоимость авиационного оборудования на судне для одного самолёта составит 3090 рублей, для трёх - 8600 рублей. Необходимые средства выделили. На транспорте соорудили деревянный ангар для самолёта, установили необходимое оборудование, проверили его функциональную пригодность и определили направления дальнейших доработок. Первые результаты оказались далеко не утешительными: для спуска самолета на воду пришлось разобрать по меньшей мере половину палубного ангара, на что команде из 26 человек потребовалось 1 ч 50 мин. Еще больше времени заняла сборка. Команда из 15 человек управлялась с ней только за 6-7 ч. По мнению присутствовавших при отработке оборудования мичмана Рогозина и подпоручика Жукова разборка ангара при зыби будет крайне затруднительной, так как и без того эти операции не обходились без лома и кувалды. Основная причина таких затрат времени объяснялась большим весом и крайне низким качеством подгонки деталей.

SeeAvibg063.jpg

Подъем гидросамолета М-5 на борт корабля

Оглавление