Последний вылет Мациевича |
Разбитый самолет Мациевича |
В тот солнечный, но ветреный день 24 сентября капитан Мациевич с утра находился на аэродроме. Заканчивалась сборка аэроплана «Соммер», который Лев Макарович хотел облетать, но отложил до вечера и выполнил несколько полётов на «Фармане» №20. В начале шестого он вновь подошёл к «Соммеру», но из-за неустойчивой работы двигателя полёт отложил, вернувшись к «Фарману» Мациевич попросил механиков привязать к стойкам стальной тросик, чтобы имелась возможность опереться на него спиной. Мациевич повесил на грудь барограф с тем, чтобы как он выразился попытаться «взять высоту». Точно в 18.00 ч. раздался выстрел сигнальной пушки, извещавшей об окончании полетов, но зрители не спешили отправляться по домам: высоко над ними легко и изящно парил «Фарман» Мациевича. Беда грянула внезапно. Когда «Фарман» пролетал над центром поля, внезапно смолк двигатель, аппарат закачался, и на глазах у пораженных зрителей стал медленно разламываться. Потом от «Фармана» отделилась маленькая фигурка и, опережая падающие обломки, стремительно понеслась к земле. Первое торжество российской авиации, как писали в то время газеты, было омрачено первой ее жертвой.
«Это продолжалось менее полуминуты, но казалось вечностью - вспоминал очевидец ужасной катастрофы - Всем сознанием чувствовалось и понималось, что Мациевич летит в объятия смерти, ждущей его внизу, и что ничем нельзя его спасти. Многочисленная толпа казалось, замерла. Только потом, когда всё летевшее в воздухе лежало вдали на поле, раздался крик ужаса толпы, которого никогда не забудет тот, кто его слышал!».
Хоронили Льва Мациевича 28 сентября в Александро-Невской лавре. Давно уже Петербург не видел ничего подобного — улицы, по которым двигалась печальная процессия, были забиты народом. Над многотысячным людским потоком торжественно плыл дирижабль «Кречет», провожавший авиатора в последний путь. Гибель Мациевича глубоко потрясла людей. Гроб был установлен в соборе святого Спиридония в здании Адмиралтейства и утопал в цветах и венках от различных организаций и отдельных лиц, «Жертве долга и отваги» было написано на венке от Столыпина, летавшего с Мациевичем за два дня до катастрофы на том же самом «Фармане».
Таких похорон столица не видела. Улицы, по которым двигалась печальная процессия, были буквально запружены народом. Гроб, накрытый Андреевским флагом, вынесли из собора и установили на катафалк. Скорбная процессия проследовала по Невскому к Александро-Невской Лавре. Когда процессия уже приближалась к Лавре, в небе, гудя моторами, показался дирижабль «Кречет», провожавший летчика в последний путь.
Лев Макарович находился в полном расцвете сил, был способен сделать очень многое для отечественного кораблестроения, авиации, флота, для России, которую он любил преданно и беззаветно.
Под звуки оружейного салюта гроб опустили в могилу. Были речи и выступления. Позже на могиле появился памятник — высокая колонна из тёмно-розового гранита. Его и сейчас можно видеть на кладбище Александро-Невской Лавры. Средства на него поступали отовсюду, и не только от отдельных лиц, но и от экипажей боевых кораблей: канонерской лодки «Ардаган», плававшей на Каспии, крейсера «Богатырь», находившегося в заграничном походе. Первую премию на конкурсе проектов памятника получил академик архитектуры Фомин.
На месте гибели положили памятную мемориальную плиту со следующим текстом:
«На сем месте пал жертвою долга 24-го сентября 1910 г. совершая полёт на аэроплане «Фармана» корпуса корабельных инженеров флота капитан Лев Макарович Мациевич. Памятник сей сооружён Высочайше учреждённым Особым комитетом по усилению флота на добровольные пожертвования, членом которого состоял погибший».
Сейчас памятник окружён многоэтажными домами.
О причинах гибели Мациевича высказывались разные версии.
Основная и, наиболее обоснованная представляется следующей: на самолете на высоте 385 м лопнула диагональная растяжка, конец ее попал в винт, одна из лопастей которого разрушилась. После этого относительная жесткость конструкции нарушилась, и самолет потерял устойчивость. Летчика толчком выбросило из сиденья.
Специалисты медицины считали, что одна из из вероятных причин гибели капитана Л.М. Мациевича - переутомление и нездоровье покойного. «В связи с этим, военное и морское ведомства в настоящее время решили (по сообщению «Речи» от 29 сентября) ввести обязательный медицинский контроль военных авиаторов перед каждым полётом».