Оглавление

Характеристики, даваемые Дорожинскому несколько противоречивы. Первая — из письма военно-морского агента во Франции капитана 1-го ранга В.А. Карцева, направленного в адрес начальника Службы связи Черного моря в феврале 1912 г.: « Относительно лейтенанта Дорожинского, с особым удовольствием сообщаю, что офицер этот выбранный Вами для сопутствования в Вашей командировке, оставленный затем в помощь мне, оказался во всех отношениях на высоте возложенных на него задач и принес немалую пользу службе его величества. Исполнительный, находчивый и трудолюбивый лейтенант Дорожинский вместе с тем крайне скромен, скажу более, застенчив и, как часто бывает в подобных случаях, весьма самолюбив. Последнее, слитое с предыдущими качествами, стимулирует воина следовать по пути исполнения долга — так это понимаю я, а потому радуюсь, что первый авиатор русской армии и флота обладает такими высокими духовными качествами, которые я постараюсь охарактеризовать при составлении его аттестации.

Последнее падение (по общему числу совершенных им со смертельной опасностью - третье) не повлияло на твердость духа, оставило некоторые следы в его теле; рука плохо повинуется, голова временами болит и бок ноет. Полагал бы справедливым поберечь этого офицера, дать ему возможность окончательно поправиться пребыванием во Франции до конца апреля — начала мая, когда установятся тёплые погоды в России».

Действительно, в мужестве Дорожинскому отказать трудно, но и неудачи его преследовали постоянно. Поломки и аварии самолетов (в то время независимо от исхода они именовались катастрофами) случались часто, и особенно на завершающем этапе посадки. Сложность ее выполнения, помимо низких аэродинамических качеств первых самолетов, объяснялась совершенно нерациональными системами управления, не имеющими ничего общего с физиологическими особенностями человека.

Некоторая характеристика содержится в письме начальника школы ОВФ подполковника С.И. Одинцова, направленном морскому министру вице-адмиралу И.К. Григоровичу 31 января 1912 г.: «Милостивый государь Иван Константинович!

...Близко зная всех летчиков морского ведомства, считаю, что ни поручик Комаров, совершенно не умеющий летать, ни лейтенант Дорожинский, слабо летающий, ни поручик Стаховский, также не имеющий достаточно опытности, ни капитан Александров не могут быть назначены начальниками отрядов.

Единственно на кого я могу указать, для занятий должности начальников авиационных отрядов, это второго Балтийского экипажа лейтенанта Буксгевдена и Черноморского экипажа - лейтенанта Дыбовского. А общее руководство в морском ведомстве можно было бы возложить на капитана 2 ранга Дмитриева (лётчика). Первые два состоят руководителями вверенной мне школы, отлично летают, особенно лейтенант Дыбовский, что доказали маневры прошлого года, а их познание в области авиации даёт им авторитет, столь необходимый начальникам отрядов.

Уважающий Вас, покорный слуга С. Одинцов».

Одинцов обучался в Севастопольской школе авиации в одно время с Дорожинским, возможно у него и сложилось впечатление о лётном мастерстве первых морских лётчиков. В то же время подготовку лётчиков-инструкторов Буксгевдена и Дыбовского (тоже морских летчиков) он считал более высокой. Есть основания полагать, что характеристика была не совсем объективной.

К заслугам Дорожинского следует отнести и то, что он помог России приобрести летчика-испытателя Г.В. Алехновича.

ЖИЗНЬ КОРОТКАЯ, НО ЯРКАЯ

В сентябре 1910 г. привычная жизнь столицы оказалась нарушенной. Переполненные трамваи, бесконечная вереница извозчиков, экипажей и автомобилей двигались на окраину — в Коломяги, чтобы попасть на открытие «Всероссийского праздника воздухоплавания» — первых соревнований русских авиаторов. Мероприятие предполагалось провести в два этапа, начиная с 5 сентября, но по метеоусловиям начало пришлось перенести на 9 сентября. Праздник устраивался Всероссийским аэроклубом на аэродроме, принадлежавшем товариществу «Крылья», расположенном на Комендантском поле. Часть его огородили забором, установили временные трибуны для зрителей

Для участия в мероприятии записалось 1 1 участников и в их числе уже получившие известность Ефимов, Руднев, Уточкин, Российский, Мациевич и другие, не столь известные. Участников разделили на офицеров, обучавшихся во Франции и гражданских пилотов.

SeeAvibg026.jpg

Афиша Петербургских авиационных недель

Все они летали на новых французских машинах типа «Фарман» или «Блерио». Поручик Е.В.Руднев установил три всероссийских рекорда: по продолжительности полета (2 ч. 24 мин.), набору высоты (1350 метров), поднял в воздух двух пассажиров. Лейтенант Г. Пиотровский пролетел по маршруту Новая деревня - Сестрорецк - Кронштадт - Комендантский аэродром, установив мировой рекорд дальности полета над морем. Но всеобщим любимцем публики стал капитан Лев Мациевич. В частности, он завоевал приз за точность расчёта на посадку. Печать писала о Мациевиче: «Его полёты красивы и уверенны», «Вот человек, который душой и телом отдался авиации». «Это уже не новичок, а большой авиатор. К нему относятся как-то особенно, среди товарищей он считается первой величиной». «Он не совершал эффектных трюков, которые так любят зрители». От себя заметим, Мациевичу шёл в это время 34-й год, а его налёт вряд ли превышал 40 - 50 часов.

22 сентября Мациевич снова попытался произвести взлёт с минимальным разбегом, но потерпел неудачу. Приз достался поручику Рудневу. День 24 сентября 1910 г. не отличался от других дней Всероссийского праздника воздухоплавания. Блистали своим мастерством Ефимов, Уточкин, лейтенант Пиотровский, уверенно и спокойно летал Мациевич на «Фармане». Так уж получилось, что многие хотели подняться в воздух с Ефимовым и Мациевичем. Ранее Мациевич поднимал в воздух нескольких офицеров, профессора Боклевского, председателя совета министров Столыпина, а в этот день — вице-адмирала Яковлева.

Оглавление