Существовала и ещё одна, наименее вероятная версия. В частности о ней вспоминает и известный русский лётчик Ткачёв. Предполагается, что Мациевичу, как члену партии эсеров, поднимавшему в воздух за день до гибели премьер-министра Столыпина, было дано задание исполнить роль «камикадзе»: убить министра и погибнуть самому. Так как Мациевич не выполнил задание, перед полётом самолет был поврежден, что и привело к катастрофе. Та же версия повторялась в других нюансах: не выполнив задание, Мациевич сам покончил с собой.
Л. Мациевич лётное обучение во Франции совмещал с изучением конструкции различных самолётов и следил за правильным размещением заказов на самолёты и двигатели. По отзыву современников, Мациевич, в отличие от многих покупателей, лично изучал аппараты различных марок, выявлял недостатки, требовал внесения изменений в конструкцию. Кроме того, ему пришлось бороться с откровенным вымогательством, бытовавшим в летных школах Блерио и Фармана.
Первые самолеты отличались несовершенством и ненадежностью. Отказ мог произойти в любой момент, поэтому поломки и аварии по этой причине были довольно частыми. Ошибались и пилоты. Не представлялось необычным, если за время обучения они совершали одну - две поломки различной сложности. Не многим удавалось их избежать. Лев Макарович Мациевич был таким редким исключением. Позже первый летчик России Ефимов, выражая мнение многих авиаторов, напишет: «Мациевич был рожден летать. Осторожный, благоразумный, сдержанный, всегда внимательный и уравновешенный, он за все время полетов не совершил ни одной поломки». К этому следует добавить, что ещё во Франции Мациевич научил летать известного спортсмена-борца Заикина.
После возвращения из Франции Мациевич разработал приспособление, обеспечивающее безопасность летчика при посадке на воду, начал подготовку книги «Воздухоплавание в морской войне».
"Бреве" Л. Мациевича | Открытка, выпущенная в связи с гибелью Л. Мациевича |
Этот труд закончил друг Л.М. Мациевича — инженер-механик лейтенант Н.А. Яцук. Книга вышла в Петербурге в 1912 г. Интересен взгляд Мациевича на будущее авиации. Он отмечал, что авиационная машина сделается общедоступным средством сообщения, преимущественно пассажирского. С изобретением газовой турбины или с усовершенствованием бензинового мотора гарантируются продолжительные полеты.
Лев Мациевич стал яркой звездой, блеснувшей на небосклоне зарождавшейся в России авиации, это один из самых образованных офицеров не только своего времени, а возможно, и значительно более позднего. Родился он в 1877 г. Выходец из мещан черкасского общества Киевской губернии. Учился на механическом отделении Харьковского технологического института, откуда за участие в студенческих волнениях был отчислен в марте 1901 г. Затем работал чертежником в мастерской Севастопольского порта. После переписки с ректором института ему все же разрешили сдать выпускной экзамен, и он получил диплом инженера-технолога. В Севастополе Мациевич продолжал работы по проектированию и строительству боевых кораблей, а после защиты проекта броненосного крейсера в 1902 г. его зачислили в корпус корабельных инженеров. Так он стал морским офицером. Затем он поступил в Кронштадтское морское инженерное училище и успешно его закончил. Участвовал в постройке крейсера «Кагул» и эсминца «Иоанн Златоуст», награждён премией Морского министерства.
Не останавливаясь на достигнутом, Мациевич поступил на кораблестроительное отделение Николаевской морской академии, которую закончил в 1906 г. по первому разряду, в следующем году учился на Курсах учебного отряда подводного плавания.
После русско-японской войны многие специалисты занялись разработкой подводных лодок. Мациевич пробует силы и в этой области. Предварительно он побывал на заводах, которые занялись строительством подводных лодок, в том числе и на зарубежных. В 1907 г. его зачислили в списки офицеров, наблюдавших за строительством подводных лодок на Балтийском судостроительном заводе. Всего за два года Мациевич разработал несколько проектов подводных лодок различного назначения. По мнению известных кораблестроителей Бубнова и Крылова, они отличались простотой и оригинальностью конструкции. Возможно, причиной, помешавшей осуществлению этих проектов, было то, что на них предполагалась установка единого двигателя для надводного и подводного хода, работающего по замкнутому циклу. Пройдет несколько десятков лет, прежде чем будут созданы подобные двигатели. В этот же период Мациевич участвует в плаваниях на подводных лодках «Карп» и «Сиг».
С 1908 г. Мациевич работал в Морском техническом комитете помощником начальника конструкторского бюро. И именно тогда деятельную натуру Мациевича захватывает новая страсть, ставшая для него роковой. Эта страсть - авиация!