Дирижабль "Черномор-1 "
В июле 1909 г. в соответствии с приказом морского министра воздухоплавательный парк Севастопольского порта перешёл в ведение начальника морских сил Чёрного моря.
Архивы морского ведомства иногда содержат документы, не лишенные юмора. Вот один из примеров. Морской генеральный штаб 28 апреля 1910 г. запросил штаб начальника морских сил Чёрного моря о занятиях по воздухоплаванию в Севастополе. Не без иронии исполняющий должность начальника штаба Черноморского флота ответил, что для проведения занятий в воздухоплавательном парке, необходим личный состав, отсутствие которого и служит единственным препятствием к проведению занятий. В воздухоплавательном парке положено иметь 63 человека, а имеется пять. Комментарии, как говорят, излишни.
Летом 1910 г. начались летные испытания дирижабля под названием «Кречет», начатого строительством в 1908 г. Одновременно с ним строился небольшой учебный дирижабль объемом 1200 м3 с силовой установкой от автомобильного двигателя. В 1910 - 1911 гг. на русских заводах изготовили еще несколько подобных дирижаблей «Голубь», «Ястреб, «Кобчик», «Сокол» и другие.
Почти четыре года ситуация с воздухоплаванием на Черноморском флоте не менялась. По этой причине к началу войны с Германией как на Чёрном море, так и на Балтике не оказалось ни одного управляемого аэростата. Можно искать объяснение этому, но основная причина такого положения -неправильное распределение финансовых средств морского ведомства, озаботившегося строительством устаревших кораблей.
К дирижаблям флот вернулся только через пять лет, а именно 15 октября 1915 г., когда морской министр согласился выделить средства на приобретение четырех малых дирижаблей на заводе Виккерса в Англии. Через две недели начальник авиации Черноморского флота получил указание от флаг-капитана по оперативной части, со ссылкой на приказ командующего, о командировании в Англию лейтенанта Качинского, мичмана Сахарова, четырех механиков и рулевого. Одновременно начались подготовительные работы для приема дирижаблей и оформлялись соответствующие обращения в военное ведомство о выделении двух ангаров, газового комплекса и т.п. Остановились на том, что их следует разместить вблизи гидроавиационной станции бухта Круглая (Омега) в Крыму.
В конце ноября 1915 г. работы по подготовке к приему дирижаблей шли полным ходом, а для оказания помощи в организации морского воздухоплавания командировали поручика Липпинга (по отзыву начальника авиации Черноморского флота старшего лейтенанта И.И. Стаховского, «офицера весьма способного, командовавшего дирижаблями и в совершенстве знакомого со всем оборудованием таковых»).
Многое было сделано, но, по-видимому, далеко не все, так как после прибытия закупленных в Англии дирижаблей, возникли непредвиденные затруднения: не оказалось монтажных устройств, инструкций по сборке, эллинги поступили с запозданием и т.д.
Всем четырём поступившим дирижаблям присвоили название «Черномор», Судьба их оказалась различной, но в то же время в чём-то, схожей.
«Черномор-1», совершил один полет продолжительностью всего 20 минут, причем отмечалась неустойчивая работа двигателей «Санбим», а затем один из двух двигателей отказал. Вдобавок ко всему, оболочка дирижабля из-за ухудшения погоды начала охлаждаться, он стал снижаться, приводнился на удалении 5 км от м. Херсонес, и был отбуксирован к берегу.
«Черномор-2» также преследовали неудачи. В одном из полетов отказал двигатель, и пришлось производить посадку на аэродроме Кача. При заходе на посадку остановился и второй двигатель. Впоследствии дирижабль разобрали.
«Черномор-3», вообще не сделал ни одного полета, так как 24 марта 1917 г. порывом ветра брезент, который прикрывал вход в эллинг, сорвало, дирижабль стало трепать. От него отцепили гондолу, но это только усугубило положение - оболочка с газом прижалась к потолку. Вследствие трения произошел взрыв. Дирижабль, эллинг и другое оборудование сгорели. Назначенная комиссия причин аварии не установила.
«Черномор-4», по-видимому, во избежание неприятностей, сдали в порт. На этом эпопея русского флота, связанная с использованием дирижаблей, завершилась.
К 1915 г. на Черном море и Балтике уже имелись самолеты и гидросамолеты, которые даже вели боевые действия. Интерес к воздухоплаванию, как и следовало ожидать, существенно снизился. Начиная с 1913 года стали различать воздухоплавание и авиацию.