Оглавление

В сентябре 1908 г. морской министр приказал Морскому генеральному штабу выработать положение и штаты особого воздухоплавательного кадра в Чёрном море, «каковой мог бы легко освоиться с действиями управляемых шаров, буде морское ведомство приобретет таковой в целях применения для боевых потребностей флота». В докладе от 10 октября 1908 г. начальник Морского генерального штаба полагает также необходимым в законодательном порядке принять ряд административных мер, связанных с назначениями руководящего состава и направлением офицеров для обучения в Воздухоплавательный парк. В телеграмме от 17 декабря 1908 г. начальник Главного морского штаба предписывал инженер-механику, направляемому для обучения, кроме изучения обычного дела воздухоплавания, изучение испытуемых военным ведомством систем управляемых шаров и аэропланов «для применения этих познаний на случай приобретения таковых систем морским ведомством».

4 декабря 1908 г. начальник Главного морского штаба контр-адмирал Н.М. Яковлев информировал начальника морских сил Чёрного моря: «Высочайше одобренными планами войны России на Чёрном море предусматриваются действия воздухоплавательного парка с управляемым шаром в Черноморском флоте. Вопрос о выборе системы такового шара, впредь пока военное ведомство не остановится на какой-либо системе, остается в настоящее время открытым, но, тем не менее, морской министр признал необходимым иметь на Черноморском флоте готовый воздухоплавательный кадр, который мог бы без особого затруднения освоиться с управляемым шаром в случае приобретения такового. Соответственно сему Морским генеральным штабом в настоящее время разработан проект Положения о Севастопольской морской воздухоплавательной команде. Для организации такового подготовительного кадра Морским генеральным штабом признано достаточным на первое время воспользоваться имеемыми средствами бывшего Севастопольского воздухоплавательного парка вместе с имуществом крейсера «Русь».

В плане реализации мероприятий по формированию Севастопольского воздухоплавательного парка на должность его начальника 21 декабря 1908 г. «выбран лейтенант С.Ф. Дорожинский - 1-й». На основании мобилизационного плана Черноморского флота, утверждённого морским министром воздухоплавательный парк включён в состав действующего флота. Морскую воздухоплавательную команду подчинили «начальнику наблюдательных пунктов и радиостанций».

SeeAvibg008.jpg

Поднятие змейкового аэростата на крейсере "Россия"

SeeAvibg009.jpg

Захваченная японская шхуна на фоне крейсера "Россия"

В начале 1909 г. декан кораблестроительного факультета Петербургского политехнического института профессор К.П. Боклевский обратился к председателю совета министров с предложением «...об устройстве аэродинамической лаборатории с полем для опытов на открытом воздухе и лаборатории для практического изучения лёгких двигателей». На лабораторию средства были выделены. В начале 1911 г. он предложил организовать теоретические курсы воздухоплавания для офицеров. Во время Первой мировой войны Боклевскому за его заслуги было присвоено воинское звание генерал-майора.

Начальник Морского генерального штаба в апреле 1909 г. доложил морскому министру свои соображения относительно необходимости приобретения дирижаблей и аэростатов для Черноморского флота. Решение не приняли, и 4 августа товарищ морского министра вице-адмирал И.К. Григорович направил доклад морскому министру о необходимости внесения в смету 1910 г. расходов на приобретение дирижаблей Цеппелина и Парсеваля, эллингов и аэроплана Райта. На докладе резолюция морского министра Воеводского «В этом году в смету не вносить».

Начальник Морского генерального штаба 22 апреля 1909 г., ссылаясь на одобренный план войны на Чёрном море, доложил морскому министру: «намечено для целей наблюдения за противником иметь два управляемых шара: один для наблюдения с берега, второй для эскадры». Исходя из этого в смету следующего года он просил выделить для Чёрного моря средства на приобретение дирижабля Цеппелина с эллингом, дирижабля Парсеваля и аэроплана Райта.

Морской генеральный штаб систематически получал доклады от военно-морских агентов (атташе) материалы по развитию воздухоплавания. Некоторые из них свидетельствуют, что далеко не все эти представители обладали способностями объективно оценивать обстановку и делать соответствующие выводы. В этой связи обращает внимание донесение от 18 апреля (1 мая) 1909 г. военно-морского агента во Франции капитан-лейтенанта Погуляева о состоянии военно-морского воздухоплавания во Франции.

«Несколько лет тому назад, ещё до появления управляемых шаров, французский флот брал на одно из судов эскадры на время маневров обыкновенный воздушный шар малого размера. Между прочим, однажды, для этой цели был приспособлен крейсер специального назначения «Фудр»... Трудность обращения и даже сохранения шара при условиях плавания и в связи с весьма ограниченной пользой от него в деле разведки, вынудили французов совершенно отказаться в последние годы от воздушных шаров, как вспомогательного разведочного средства для флота. Во время одних из морских маневров, воздушный шар, взятый на ют флагманского корабля (кормовая часть верхней палубы), был вырван шквалом, набежавшим с кормы и унесён в море, где и погиб. Управляемый шар до сих пор ещё не был использован на морских маневрах и в ближайшем будущем в этом отношении пока ничего не предвидится». Далее в докладе приводятся сведения о перспективах воздухоплавания. В частности отмечается, что во время маневров выявилось значение малых шаров и змеев для подъёма фотоаппаратов и ведения воздушных съёмок береговых укреплений и кораблей эскадры. Фотографирование береговых укреплений при помощи змеев дало наилучшие результаты в отношении качества снимков.

Оглавление