Оглавление

ВЗЛЕТ ЮЗЕФА ДРЕВНИЦКОГО

Впервые Юзеф Древницкий поднялся на воздушном шаре в 1891 году в Берлине, куда приехал вместе с братом Станиславом. Подробных сведений об этом полете история не сохранила. Известно только, что с парашютом Юзеф тогда не прыгал. Произойдет это позже и при необычных обстоятельствах — можно сказать, случайно.

Пока Станислав гастролировал за границей, Юзеф Древницкий стал антрепренером некоего Вячеслава Шиделькевича, молодого человека, мечтавшего о славе Шарля Перу. О нем известно немного: он закончил варшавскую гимназию, работал бухгалтером, служил в армии. Побывав за границей и увидев там полеты Шарля Перу, загорелся желанием стать воздухоплавателем-парашютистом. Встреча с Юзефом Древницким сделала его мечту реальностью.

7 июня 1892 года в «Варшавском дневнике» можно было прочесть следующее объявление: «Сегодня в загородном увеселительном саду «Променада» будет совершен полет на воздушном шаре новым воздухоплавателем Вячеславом Шиделькевичем».

Через неделю последовал второй полет, затем — третий. «Полеты были вполне удачны, — писала газета, — и каждый раз нового последователя Шарля Леру публика встречала овациями».

После такого успеха можно было отправляться в гастрольную поездку. Шиделькевич летал в Либаве, Радоме, Кельцах и других городах. Как вспоминал Юзеф Древницкий, сопровождавший аэронавта, они в том же 1892 году оказались в небольшом городке. На улицах появились афиши, в местной газете — объявление о безотлагательном полете и прыжке с парашютом «бесстрашного Вячеслава Шиделькевича».

Но неожиданно аэронавт серьезно заболел. Отмена зрелища вызвала бы большой шум, и Древницкий, антрепренер, никогда до того не совершавший парашютных прыжков, решил заменить собой вышедшего из строя воздухоплавателя. Решил и сделал, совершил успешный прыжок, первый в своей жизни.

RuAeron023.jpg

Взлет монгольфьера. Под шаром на стропах парашюта висит Юзеф Древницкий

Шиделькевич тоже продолжал летать, но уже без антрепренера. В сентябре 1895 года он впервые приехал в Житомир. В следующем году летал в городах Средней Азии и на Волге. В Житомире на совет корреспондента газеты бросить опасное занятие и открыть хлебную лавочку Шиделькевич решительно возразил: «Никогда! Кто хоть раз поднялся в небо, тот до самой смерти не прекратит полетов». Но, видно, он все-таки оставил воздухоплавание. После 1896 года его имя уже не встречается на страницах газет.

Для Юзефа Древницкого, напротив, это было время становления его как аэронавта-парашютиста, совершившего за четыре года более двухсот прыжков!

КАКИМИ ОНИ БЫЛИ

Станислав Древницкий родился в 1861 году. Юзеф был на семь лет младше. На письмо автора этих строк Институт истории Польской академии наук сообщил, что отец аэронавтов Маврикий Кивиевич Швамбаум имел небольшое поместье «Древница», располагавшееся в гмине (волости) Брудно Варшавского уезда.

Когда братья начали летать, они взяли себе псевдоним Древницкие, который для Юзефа Маврикиевича со временем стал настоящей фамилией. Впрочем, это не мешало ему иногда на афишах и в различных документах использовать двойную фамилию — Швамбаум-Древницкий.

Материальное положение помещика Маврикия Швамбаума было неважным. За долги «Древницу» неоднократно выставляли на принудительную продажу, но каждый раз Швамбауму-старшему удавалось выкупать свое поместье.

Воздухоплавание создало глубокую пропасть между сыновьями и родителями. Последние осуждали выбор Станислава и Юзефа. Очевидно, они хотели сыновьям другой судьбы. Но те были непоколебимы. По рассказам близких Юзефа Древницкого, возмущенный отец лишил сына наследства и прекратил всякую связь с ним. Юзеф покинул родительский дом и никогда там уже не бывал.

Мало, очень мало известно о Станиславе Древницком. Может быть, где-то в семейных архивах еще хранится портрет Станислава, но пока найти его не удалось. Как выглядел отважный покоритель воздуха, никто уже не расскажет. По нескольким словам, оброненным в воспоминаниях Юзефом Древницким, его брат был жгучим брюнетом и человеком довольно грузным.

Нередко в газетах Станислава Древницкого обвиняли в том, что он готов «подвергать свою жизнь опасности из-за презренного металла». Но сам аэронавт утверждал, что совершает полеты и прыжки с парашютом «con amore» (то есть «из любви»), а не из-за денег.

Оглавление