В 1950 г. президент Трумэн запросил министерство обороны, способны ли Соединенные Штаты в случае войны, применив межконтинентальные бомбардировщики В-36 с 200 атомными бомбами на борту, решительно подорвать экономический и военный потенциал Советского Союза. Проведенные исследования показали, что имеющихся сил для решения поставленной задачи недостаточно. Требовалось дальнейшее наращивание запасов ядерного оружия и средств его доставки (авторы с этим не согласны: ослабленный войной Советский Союз атомного удара, с применением 200 бомб, в те годы вряд ли бы выдержал. А требования наращивания ядерного потенциала исходили от американских военных и из ВПК, желающего заработать на военных заказах).
Трудно сказать, как повернулась бы история, если бы ответ на запрос Трумэна был иным. Маловероятно, что США решились бы на превентивный ядерный удар по СССР, но, несомненно, их позиция по отношению к Советскому Союзу была бы намного жёстче. Возможно, американцы стали бы активно провоцировать Сталина на необдуманные действия с непредсказуемыми, как теперь принято говорить, последствиями.
Тактическое авиационное командование (TAC)
На протяжении всех 45 лет холодной войны Европа считалась наиболее вероятным театром военных действий с применением тактического ядерного оружия. Драматическая история его появления в Европе уже кратко рассказана выше, поэтому здесь мы уделим основное внимание взаимному влиянию разработок ядерного оружия и авиационных средств его доставки. До сих пор эти вопросы в публикациях по истории авиации освещены очень мало.
Тактический бомбардировщик В-45 «Торнадо». При максимальной нагрузке или в случае повреждения ВПП отрабатывался взлёт с помощью стартовых ускорителей.
Основные характеристики самолётов-носителей ядерного оружия Тактического авиационного командования ВВС США |
|||||||||
Самолёт |
Полезная нагрузка |
Максим, взлетная масса, кг |
Максимальная скорость, км/ч на высоте, м |
Крейсерская скорость, км/ч |
Потолок, м |
Дальность полёта с ядерным оружием км |
Система дозаправки в полете |
Кол-во выпущенных самолётов, шт. |
Годы принятия и снятия с вооружения |
North American В-45А Tornado |
Мк.5, Мк.7 |
51500 |
925 |
833 |
13200 |
2800 |
Есть |
691 |
1951—1958 |
Martin B-57B Intruder |
Мк.7 |
24950 |
937 /12200 |
- |
15000 |
3700 |
Нет |
202 |
1954—1969 |
Douglas B-66B Destroyer |
Мк.5, Мк.6, Мк.7, термоядерные бомбы |
38450 |
920 /12200 |
- |
12500 |
4850 |
Есть |
209 |
1955—1965 |
RepublicF-84E Thunderjet |
Мк.7 |
10000 |
980 |
- |
13200 |
2370 |
Есть |
120 |
1951—1960 |
Republic F-84G Thunderjet_ Republic F-84F Thunderstreak |
10700 |
970 |
770 |
12400 |
Боевой радиус действия 1350 км |
Есть |
3025 |
1952—1960 |
|
12750 |
1115 |
- |
14050 |
Боевой радиус действия 1380 км |
Есть |
2711 |
1954—1960 |
||
North American F-86F Sabre |
Мк.12 |
9350 |
11050 |
- |
14630 |
1260 |
Нет |
22392 |
1952—1958 |
! North American F-86H Sabre |
11000 |
11150 |
- |
15500 |
1680 |
Нет |
475 |
1953—1958 |
|
North American F-100D Super Sabre |
17260 |
1390/ 10670 |
910 |
15640 |
Боевой радиус действия 885 км |
Есть |
12743 |
1956—1972 |
|
McDonnel F-101C Voodoo |
21940 |
1615 /10670 |
885 |
15330 |
Боевой радиус действия 1250 км |
Есть |
47 |
1957—1966 |
|
Republic F-105B Thundercheef |
24000 |
2210/ 11000 |
1010 с внешними подвесками |
- |
Боевой радиус действия 1200 км |
Есть |
78 |
1958—1970 |
|
1 В том числе 53 носителя ядерного оружия. 2 В том числе 265 носителей ядерного оружия. 3 Из них 203 поставлено на экспорт. |