Оглавление

Mi8Balk065.jpg

Ми-8 МВД Румынии

РУМЫНИЯ

Будучи страной-участницей Варшавского договора, Румыния, тем не менее, с помощью своих западных соседей всегда развивала собственную авиапромышленность. В области производства реактивных самолетов Румынией совместно с Югославией была реализована программа разработки и производства истребителя-бомбардировщика J-22 «Орао» (в Румынии именовался IAR-93 «Вултур»). В области средних вертолетов Румыния, используя традиционные дружественные отношения с Францией, наладила производстве по лицензии вертолетов SA.330L «Пума». Договор о лицензионном выпуске этих вертолетов (IAR-330) на заводе «IAR» в Брашове был подписан в 1977 г.

Поступлению первых «Пум» предшествовала поставка Ми-8 постройки казанского завода, первый из которых Румыния получила в 1968 г. «Восьмерки» были двух вариантов: стандартный транспортный Ми-8Т (25 вертолетов) и гражданский Ми-8ПС (14 вертолетов).

Ми-8 поступили на вооружение четырех частей: 94-го вертолетного полка на аэродроме Алексини, 132-й вертолетной эскадрильи на аэродроме Сомесени, 50-й флотилии и 90-го транспортного полка на аэродроме Отопени. Первая группа румынских летчиков завершила обучение в Кременчуге на Украине в начале 1968 года. Несколько Ми-8ПС использовалось для перевозок высшего политического и военного руководства страны. На этих вертолетах оборудовали салоны, достаточно скромные по современным стандартам, что довольно необычно, принимая во внимания описания некоторыми историками роскоши, окружавшей Чаушеску. Часть военных вертолетов получила гражданскую регистрацию и использовалась в сельскохозяйственной авиации.

Начало серийного производства в Румынии вертолетов «Пума» привело к пересмотру плана поставок вертолетов из СССР. Купили всего несколько машин. Три вертолета Ми-17 были приобретены в 1985 г., эксплуатировались на базе Отопени в 50-й флотилии. Два Ми-17 (б/н 102, 103) и два Ми-8ПС (б/н 731, 735) продали компании «РО-МАВИА», а б/н 710 и 722 - компании «ТАРОМ», все они получили румынскую гражданскую регистрацию.

Успешный экспорт вертолетов IAR-330 (поставлены в ЮАР, Эфиопию, Гвинею, Кению, Судан и ОАЭ) стимулировал накануне политических потрясения начала 90-х годов разработку улучшенного варианта в сотрудничестве с израильскими фирмами. В Румынии Ми-8 оставался как бы в тени «Пумы», поэтому румыны не проявляли интереса к модернизации «восьмерок». В связи с реорганизацией армии все румынские Ми-8 были выведены на хранение в 2001 г. В музей авиации в Бухаресте передали Ми-8 б/н 03, 05 и 709. Несколько бывших военных бортов получило министерство внутренних дел, где их использовали в интересах полицейских подразделений специального назначения. В полиции Румынии летают ранее принадлежавшие военным Ми-8Т/ПС (борт 716, 730, 736). В 90-е годы полиция из различных источников получила еще Ми-17 (б/н 107, 109), Ми-17-1В (б/н 108) и Ми-17-1ВА(б/н 110).

Mi8Balk067.jpg

Ми-8 МВД Румынии во время учений

Mi8Balk066.jpg

Ми-8 МВД Румынии

Оглавление