Оглавление

АЛБАНИЯ

Военно-воздушные силы социалистической Албании (Forcat Ushtarake Ajore Shqiptare) были сформированы 7 августа 1946 г. с помощью Советского Союза и Югославии. На вооружение ВВС социалистической Албании Ми-8 не состояли.

После разрыва отношений с Югославией в 1948 г. и с Советским Союзом в 1961 г., Албания сблизилась с Китаем. ВВС Албании до расторжения в 1976 г. союзнических отношений с КНР получили семь вертолётов Ми-4 советской постройки и 30 их китайских копий, выпускавшихся под обозначением Z-5. В новом тысячелетии именно Албания последней из стран мира эксплуатировала этот тип машин (последний Ми-4 снят с эксплуатации в 2005 году!).

Mi8Balk063.jpg
 Mi8Balk064.jpg

Албанский вертолёт Ми-8, Пловдив, 1996 год.

После падения в девяностых годах коммунистического режима, началась реорганизация ВВС, которые ныне именуются Forcat Ajrore Shqiptare (FASH).

Первый и пока единственный Ми-8 прибыл в Албанию 26 ноября 1996 г. Вертолёт Ми-8Т с двигателями ТВ2-117А был приобретён в болгарском Пловдиве фирмой „Лека компани" ("Leka Company") по цене 600 000 долларов США. Полученная гражданская регистрация ZA-MFE расшифровывается как: ZA - обозначение ICAO Albania, М - Мустафа Лека, владелец компании, F — Фатион Лека, его сын, Е - Элвин Байко, ближайший родственник владельца.

Во время воцарившейся в марте 1997 г. анархии, ставшей следствием краха албанской «МММ» - пирамиды «Анон», пилоты Ми-8 и Ми-4 эвакуировали различных VIP'ов и их семьи, пилотов и техников. Пять Ми-4 и единственный Ми-8 перелетели с авиабазы Ринас-Тирана через Адриатику на итальянский аэродром Бриндизи. Это был большой успех вертолётных экипажей, не тренировавшихся в полётах над морем. Вертолёт Ми-8 имел запас керосина на 90 минут полётного времени (каждую минуту двигатели потребляли около 22 л керосина). Итальянцы выслали навстречу «Торнадо» с авиационной базы Джиоя делль Коле, а после опознания вертолётов — свой вертолёт HH-3F. Через 75 минут после взлёта Ми-8 сел в Бриндизи, а за ним - и остальные машины. Через пару недель вертолёты с экипажами возвратились в Албанию.

Сейчас этот Ми-8 выполняет задания МВД (конкретно - спецназа албанской полиции «Отряд для нейтрализации вооружённых элементов» - Reparti i Neutralizimit te Elementit te Armatosur (RENEA) и базируется на аэродроме Фарка-Тирана в расположении 4050-го полка. Дальнейших закупок вертолётов не было из-за хронического дефицита финансовых средств и чёткой евроатлантической политики албанского руководства.

С конца девяностых годов албанская армия получает помощь из стран НАТО, в том числе вертолеты Во.105, АВ-205, АВ-206, А-109, „Алуэтт" III . В 2009 г. Албания приняла решение купить пять AS 532 AL „Кугар" за 78,6 млн. евро.

Оглавление