В 2008 г. шесть Ми-8 б/н 401, 402, 403, 404, 405, 407 постройки 1985 г. продали британской фирме «Union Trans Service» по невероятной цене 2,1 млн. долл. за вертолет. Вертолеты отремонтировали и модернизировали в Каунасе на заводе «Хелисота». Литовские специалисты установили на вертолеты двигатели ТВЗ-117, новые несущие винты, электронное оборудование стандарта НАТО, совместимое с очками ночного видения приборное оборудование кабин; грузопассажирские кабины обшили кевларом. Также были установлены системы активной и пассивной защиты американского производства от ракет с ИК наведением и приемники предупреждения о радиолокационном облучении. После ремонта и модернизации вертолеты стали обозначаться Ми-8МТВ-1, машины окрасили в цвета Имперской школы летчиков-испытателей (Empire Test Pilot School, ETPS). Всю документацию на вертолеты и РЛЭ перевели на английский язык. Ми-8МТВ-1 (ZB697 бывший 402, с/н 103М02 и ZB698 бывший 403, с/н 103М03) поступили в испытательный центр в Боскомб-Дауне, где в рамках секретной программы «Project Curium» велось обучение британских и афганских экипажей полетам на Ми-17. Эти машины (Mi-17 Mk.IV) стали первыми вертолетами советской конструкции, которые использовала британская авиация.
В Великобританию из Литвы вертолеты доставил в августе 2008 г. американский С-17А. Ранее британские инструкторы переучились на Ми-8 на Украине. Всего по программе «Project Curium» прошло обучение 18 летчиков и девять борттехников. США выкупили в Великобритании два этих вертолета по цене 3 млн. долл. за единицу для авиационного корпуса Национальной армии Афганистана; 18 марта 2010 г. вертолеты на борту Ан-124 прибыли в Баграм.
В январе 2012 г. министерство обороны Болгарии продало фирме «Дунарит АД» шесть вертолетов Ми-17 (б/н 410, 412, 413, 416, 420 и 434). С базы Крумово вертолеты доставили на завод «Терем-Георги Бенковски», после окончания ремонта вертолеты планируется передать канадской фирме «Skylink Aviation». Интересный факт: продажа Ми-17 потребовалась министерству обороны Болгарии для получения финансовых средств, необходимых для обеспечения эксплуатации вертолетов «Кугар»! В перспективе Болгария планирует использовать небольшой парк из 12 вертолетов Еврокоптер AS 532AL «Кугар» (приобретены вместе с шестью вертолетами «Пантера» в рамках контракта на сумму 360 млн. евро), однако насколько удачно эти машины смогут заменить более дешевые и не менее эффективные в эксплуатации Ми-17 - большой вопрос. Первые пять лет эксплуатации вертолетов «Кугар» показали, что они слишком дорогие для болгарских ВВС. На бумаге межремонтный срок вертолетов «Кугар» намного больше, чем у старых Ми-8Т, но на практике вертолеты часто приходится ремонтировать «внепланово». Дополнительные средства приходится тратить на закупку «неплановых», опять же, запасных частей. Похоже, переход на западную технику обернулся для министерства обороны Болгарии авантюрой.
9 марта 2012 г. правительства Республики Болгарии и Российской Федерации подписали соглашение об организации ремонта и модернизации вертолетов. Документ предусматривает ремонт и модернизацию вертолетов Ми-17 (Ми-8), Ми-35 (Ми-24) и их модификаций в Республике Болгарии. В нем определены условия, при которых будут осуществляться ремонт и модернизация вертолетов для нужд болгарских вооруженных сил и в интересах третьих стран.
Борт номер |
Заводской номер |
Принят на вооружение |
Статус |
Ми-8ТВ/С |
|||
301(Ми-8ТВ) |
10301 |
1969 |
Списан — музей Крумово |
302(Ми-8ТВ) |
10302 |
1970 |
Списан — музей Крумово |
303(Ми-8ТВ) |
10303 |
1970 |
Списан — музей София |
304(Ми-8ТВ) |
10304 |
1970 |
Списан |
305(Ми-8ТВ) |
10305 |
Списан |
|
306(Ми-8ТВ) |
10306 |
Продан, 1992. |
|
307 |
10307 |
1972 |
Продан LZ-CAO |
308 (Ми-8С) |
10308 |
1974 |
Продан,2002, HELI AIR,LZ-ASM |
309 (Ми-8С) |
10309 |
LZ-CAC, БГА Балкан, Авиаотряд 28 |
|
310 |
10310 |
Списан |
|
311 |
10311 |
Продан LZ-CAA |
|
312 |
10312 |
LZ-CAE, БГА Балкан |
|
Ми-8МТ |
|||
401 |
103М01 |
1985 |
Ремонт 2008, Великобритания |
Ех 402 ,ZB697 |
103М02 |
1985 |
Ремонт 2008, Великобритания |
АКНАА |
|||
Ex 403, ZB698 |
103М03 |
1985 |
Ремонт 2008, Великобритания |
АКНАА |
|||
404 |
103М04 |
1985 |
Ремонт 2008, Великобритания |
408 |
103М08 |
1985 |
|
409 |
103М09 |
1985 |
|
410 |
103М11 |
Ремонт 2012, Skylink Aviation |
|
411 |
103М12 |
||
412 |
103М13 |
Ремонт 2012, Skylink Aviation |
|
413 , LZ-MOH |
103М14 |
Ремонт 2012, Skylink Aviation |
|
414, LZ-MOF |
103М15 |
1985 |
|
415 |
103М16 |
1985 |
|
510, LZ-FAA |
103М10 |
Авиаотряд 28, LZ-CDH |
|
416 |
103М17 |
Ремонт 2012, Skylink Aviation |
|
417 |
103М18 |
Ремонт 2009, летает |
|
418 |
103М19 |
1985 |
Ремонт 2010, летает |
419 |
103М20 |
1985 |
Ремонт 2010, летает |
420 - Ми-8МТВ |
|||
LZ-MOE |
415М01 |
1991 |
Ремонт 2012, Skylink Aviation |
421 - Ми-8МТВ |
|||
LZ-MOG |
415М02 |
1991 |
летает |
Ми-17ПП |
|||
431 |
150Р01 |
1990 |
|
432 |
150Р02 |
1990 |
Ремонт 2006, Крумово АБ |
433 |
150Р03 |
1991 |
Разрушен в 2003 |
434 |
150Р04 |
1991 |
Ремонт 2012, Skylink Aviation |
Ми-14ПЛ/БТ |
|||
801 (ПЛ) |
U5001 |
1979 |
На хранении |
802 (ПЛ) |
1979 |
На хранении |
|
803 (ПЛ) |
U5003 |
1978 |
Выставлен на продажу |
804 (ПЛ) |
U5004 |
1979 |
На хранении |
805 (ПЛ) |
1979 |
На хранении |
|
806 (ПЛ) |
78418 |
1982 |
Вероятно имелось два борта 806, выставлен на продажу |
807 (ПЛ) |
78215 |
1978 |
Выставлен на продажу |
808 (ПЛ) |
1979 |
Летает |
|
809 (ПЛ) |
78476 |
1979 |
Летает |
811 (БТ) |
U5007 |
1979 |
Летает |
812 (БТ) |
U5008 |
1979 |