Оглавление

В 2008 г. шесть Ми-8 б/н 401, 402, 403, 404, 405, 407 постройки 1985 г. продали британской фирме «Union Trans Service» по невероятной цене 2,1 млн. долл. за вертолет. Вертолеты отремонтировали и модернизировали в Каунасе на заводе «Хелисота». Литовские специалисты установили на вертолеты двигатели ТВЗ-117, новые несущие винты, электронное оборудование стандарта НАТО, совместимое с очками ночного видения приборное оборудование кабин; грузопассажирские кабины обшили кевларом. Также были установлены системы активной и пассивной защиты американского производства от ракет с ИК наведением и приемники предупреждения о радиолокационном облучении. После ремонта и модернизации вертолеты стали обозначаться Ми-8МТВ-1, машины окрасили в цвета Имперской школы летчиков-испытателей (Empire Test Pilot School, ETPS). Всю документацию на вертолеты и РЛЭ перевели на английский язык. Ми-8МТВ-1 (ZB697 бывший 402, с/н 103М02 и ZB698 бывший 403, с/н 103М03) поступили в испытательный центр в Боскомб-Дауне, где в рамках секретной программы «Project Curium» велось обучение британских и афганских экипажей полетам на Ми-17. Эти машины (Mi-17 Mk.IV) стали первыми вертолетами советской конструкции, которые использовала британская авиация.

В Великобританию из Литвы вертолеты доставил в августе 2008 г. американский С-17А. Ранее британские инструкторы переучились на Ми-8 на Украине. Всего по программе «Project Curium» прошло обучение 18 летчиков и девять борттехников. США выкупили в Великобритании два этих вертолета по цене 3 млн. долл. за единицу для авиационного корпуса Национальной армии Афганистана; 18 марта 2010 г. вертолеты на борту Ан-124 прибыли в Баграм.

В январе 2012 г. министерство обороны Болгарии продало фирме «Дунарит АД» шесть вертолетов Ми-17 (б/н 410, 412, 413, 416, 420 и 434). С базы Крумово вертолеты доставили на завод «Терем-Георги Бенковски», после окончания ремонта вертолеты планируется передать канадской фирме «Skylink Aviation». Интересный факт: продажа Ми-17 потребовалась министерству обороны Болгарии для получения финансовых средств, необходимых для обеспечения эксплуатации вертолетов «Кугар»! В перспективе Болгария планирует использовать небольшой парк из 12 вертолетов Еврокоптер AS 532AL «Кугар» (приобретены вместе с шестью вертолетами «Пантера» в рамках контракта на сумму 360 млн. евро), однако насколько удачно эти машины смогут заменить более дешевые и не менее эффективные в эксплуатации Ми-17 - большой вопрос. Первые пять лет эксплуатации вертолетов «Кугар» показали, что они слишком дорогие для болгарских ВВС. На бумаге межремонтный срок вертолетов «Кугар» намного больше, чем у старых Ми-8Т, но на практике вертолеты часто приходится ремонтировать «внепланово». Дополнительные средства приходится тратить на закупку «неплановых», опять же, запасных частей. Похоже, переход на западную технику обернулся для министерства обороны Болгарии авантюрой.

9 марта 2012 г. правительства Республики Болгарии и Российской Федерации подписали соглашение об организации ремонта и модернизации вертолетов. Документ предусматривает ремонт и модернизацию вертолетов Ми-17 (Ми-8), Ми-35 (Ми-24) и их модификаций в Республике Болгарии. В нем определены условия, при которых будут осуществляться ремонт и модернизация вертолетов для нужд болгарских вооруженных сил и в интересах третьих стран.

Борт номер

Заводской номер

Принят на вооружение

Статус

Ми-8ТВ/С

301(Ми-8ТВ)

10301

1969

Списан — музей Крумово

302(Ми-8ТВ)

10302

1970

Списан — музей Крумово

303(Ми-8ТВ)

10303

1970

Списан — музей София

304(Ми-8ТВ)

10304

1970

Списан

305(Ми-8ТВ)

10305

Списан

306(Ми-8ТВ)

10306

Продан, 1992.

307

10307

1972

Продан LZ-CAO

308 (Ми-8С)

10308

1974

Продан,2002, HELI AIR,LZ-ASM

309 (Ми-8С)

10309

LZ-CAC, БГА Балкан, Авиаотряд 28

310

10310

Списан

311

10311

Продан LZ-CAA

312

10312

LZ-CAE, БГА Балкан

Ми-8МТ

401

103М01

1985

Ремонт 2008, Великобритания

Ех 402 ,ZB697

103М02

1985

Ремонт 2008, Великобритания

АКНАА

Ex 403, ZB698

103М03

1985

Ремонт 2008, Великобритания

АКНАА

404

103М04

1985

Ремонт 2008, Великобритания

408

103М08

1985

409

103М09

1985

410

103М11

Ремонт 2012, Skylink Aviation

411

103М12

412

103М13

Ремонт 2012, Skylink Aviation

413 , LZ-MOH

103М14

Ремонт 2012, Skylink Aviation

414, LZ-MOF

103М15

1985

415

103М16

1985

510, LZ-FAA

103М10

Авиаотряд 28, LZ-CDH

416

103М17

Ремонт 2012, Skylink Aviation

417

103М18

Ремонт 2009, летает

418

103М19

1985

Ремонт 2010, летает

419

103М20

1985

Ремонт 2010, летает

420 - Ми-8МТВ

LZ-MOE

415М01

1991

Ремонт 2012, Skylink Aviation

421 - Ми-8МТВ

LZ-MOG

415М02

1991

летает

Ми-17ПП

431

150Р01

1990

432

150Р02

1990

Ремонт 2006, Крумово АБ

433

150Р03

1991

Разрушен в 2003

434

150Р04

1991

Ремонт 2012, Skylink Aviation

Ми-14ПЛ/БТ

801 (ПЛ)

U5001

1979

На хранении

802 (ПЛ)

1979

На хранении

803 (ПЛ)

U5003

1978

Выставлен на продажу

804 (ПЛ)

U5004

1979

На хранении

805 (ПЛ)

1979

На хранении

806 (ПЛ)

78418

1982

Вероятно имелось два борта 806, выставлен на продажу

807 (ПЛ)

78215

1978

Выставлен на продажу

808 (ПЛ)

1979

Летает

809 (ПЛ)

78476

1979

Летает

811 (БТ)

U5007

1979

Летает

812 (БТ)

U5008

1979

Оглавление