Оглавление

Вертолеты Ми-8МТ (б/н 307 и 308) после ремонта на АРЗ «Авиакон» в Конотопе прошли в Македонии частичную модернизацию «Александар». На эти «восьмерки» установлены приемники GPS, пилотажная система ANVIS/HUD-24, инструментальная система посадки, радионавигационная система, радиодальномер. Ми-17 (б/н 302 и 304) модернизированы в полноценный вариант «Александар». В дополнение к оборудованию, установленному на Ми-8МТ, Ми-17 оснащены системой HELICOM, позволяющей вести обмен информацией с другими летательными аппаратами НАТО и наземными пользователями. Информация системы HELICOM отображается на многофункциональном сенсорном индикаторе MFTD в реальном масштабе времени. Система HELICOM позволяет летчикам изменять полетное задание непосредственно в полете, она также фиксирует все параметры полета для послеполетного анализа. На авиабазе Петровец имеется компьютеризованная система, предназначенная для планирования полетов и послеполетного анализа с использованием системы HELICOM. На Ми-17 также установлены радиосвязная система Rockwell Collins Tallon RT-8200, система «свой-чужой» южноафриканского производства. Борт «VAM-304» оснащен израильскими устройствами отстрела ложных целей (радиолокационных и тепловых). Модернизацию Ми-17 «304» завершили в 2006 г.

В мае 2006 г. власти Македонии приняли решение об участии в операции Евросоюза в Боснии -EUFOR-ALTHEA. Македония предоставила два вертолета Ми-17 и 30 человек личного состава. Вертолеты перебросили в Мостар, где базировались другие вертолеты Евросоюза. В январе 2008 г. Ми-17 „304", самый совершенный в ВВС Македонии, возвращаясь из Сараево по завершении своего участия в миссии EUFOR-ALTHEA, разбился в районе македонского города Катлановски Блаце. В катастрофе погибло 11 человек. В СМИ Македонии появились сообщения о том, что вертолет якобы сбили албанские террористы, но наиболее вероятной причиной является навигационная ошибка.

«Авиакон» в 2011 г. завершил ремонт Ми-8МТ б/н „305" и „306". Ремонт и модернизация всех вертолетов проводились без согласования с МВЗ им. М.Л. Миля, из-за чего вооруженные силы Македонии в будущем могут столкнуться с проблемами обеспечения эксплуатации вертолетов.

Mi8Balk055.jpg

Ми-8МТ, оснащенный бортовым вооружением (NAТО gallery)

Mi8Balk056.jpg

Ми-17 из состава международных сил в Боснии во время учений на полигоне македонской армии Маньяча (фото NATO gallery)

Так как страны НАТО, а США в особенности, неблагосклонно глядели на усиление потенциала военной авиации Македонии, от самолетов пришлось отказаться. США делали все возможное, чтобы в государствах Балкан не осталось военной реактивной авиации. Так, Македонии пришлось снять с вооружения Су-25, Черногории отказаться от „Супергалеб", Республике Сербской (Босния и Герцеговина) от „Орао". Реактивную технику в составе своих ВВС удалось сохранить только Сербии и Хорватии. Средства, высвободившиеся после снятия с вооружения Су-25, македонцы направили на усиление вертолётной эскадрильи МВД. Были приобретены два Ми-171Ш и два Ми-17В5, все с так называемым «дельфиньим носом». Вертолеты поступили в пустынной камуфляжной окраске, так как ранее предполагалась их поставка ВВС Ирака. Польские авиационные дилеры (Bumar sp. z о.о.) продали вертолеты Македонии, после того как Ирак расторг договор на поставку этих машин.

В мае 2011 г. правительство Македонии заключило соглашение с фирмой «Elbit Systems Ltd.» о создании вертолетного тренировочного центра для вооруженных сил и полиции Македонии на условиях государственно-частного партнерства. Контрактом на сумму 43 млн. евро обусловлена поставка и монтаж разработанных «Элбит» тренажеров вертолетов Ми-17 и Ми-24. Центр войдет в состав авиационной бригады вооруженных сил Македонии с дислокацией на аэродроме Петровец. Параллельно с организацией центра намечено провести реконструкцию аэродрома в соответствии со стандартами НАТО. Курс подготовки летчиков рассчитан на 18 месяцев. Сначала курсанты македонской академии проходят обучение на самолете Zlin-242, затем осваивают вертолет Белл 206 «Джет Рэйнджер», после чего приступают к обучению на тренажере вертолета Ми-17 или Ми-24, в зависимости от последующего распределения в транспортную или боевую эскадрилью. В настоящее время ведется монтаж тренажеров. В дальнейшем обучение продолжается на тренажере FMS (Full Mission Simulator), предназначенном для дальнейшей отработки навыков пилотирования и имитации реальных заданий на фоне различных тактических ситуаций в различных природно-климатических условиях. Все тренажеры выполнены на основе подвижных платформ, создающих почти полную имитацию полета. Курс обучения летчики завершают в 301-й транспортной эскадрилье, где выполняют первые полеты на Ми-8/17. В переходный период, до завершения формирования центра, македонские летчики обучаются на Украине, в Хорватии и Черногории. Центр подготовки летчиков в Македонии в перспективе может быть использован другими странами НАТО, тем более что рядом располагается полигон Криволак, некогда входивший в число важнейших полигонов Югославской народной армии.

Оглавление