Оглавление

Mi8Balk053.jpg

Ми-8МТ в период проведения операции против албанских террористов (фото Драгана Цветича)

В 2003 г. один вертолёт Ми-8МТ, ранее состоявший на вооружении 301-й транспортной вертолётной эскадрильи (теперь это 301 «транспортен хеликоптерски сквадрон»), был передан для нужд диверсионного отряда «Сокол».

В начале 2003 г. министерство обороны Македонии приняло стратегический план развития вооруженных сил, которым предусмотрена реорганизация ВВС и обоснована необходимость модернизации вертолетного парка (проект оснащения вооружённых сил «Ясмин»). Цель модернизации — доработка вертолетов до стандартов НАТО. Первый этап модернизации начат в 2004 г., работы проводились на авиабазе Петровец. В апреле 2005-го два Ми-24В и два Ми-17 (ВАМ-302 и ВАМ-303) прошли программу модернизации, проведенную при поддержке израильской фирмы «Элбит системс». Модернизация одного вертолета обошлась в два миллиона долларов и включала доработку приборного оборудования кабины под использование экипажем очков ночного видения AN/ AVS-6, установку пилотажной системы ночного видения ANVIS/HUD-24 (Aviator's Night Vision Head-Up Display). На индикаторе системы ANVIS/HUD-24 отображается необходимая пилотажно-навигационная информация и информация об отказах бортовых систем вертолета. Летчику нет необходимости переводить взгляд на приборную доску, отвлекаясь при пилотировании от наблюдения за местностью. Аналогичными системами AN/AVS-7 с 2005 г. оснащаются вертолеты армии, ВМС, морской пехоты и береговой охраны США. Модернизированные вертолеты способны выполнять полеты днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Новое оборудование оказалось настолько совершенным, что вызывало неизменные похвалы на совместных мероприятиях с другими участниками блока НАТО. Немецкие пилоты особенно отметили очки ночного видения, которые, по их словам, лучше тех, что используются в германской авиации.

Mi8Balk054.jpg
Шлем пилота с очками ночного видения

В середине 2005 г. с фирмой «Элбит» подписали еще один контракт на сумму 26 млн. долл., предусматривающий модернизацию еще шести вертолетов Ми-8/17/24 в вариант «Александар» (название второго этапа модернизации).

Македонские Ми-8/Ми-17/Ми-171

Тип

Бортовой номер

Зав. номер

Год поступ. на службу

Эскадр.

Состояние

Ми-8МТВ-1

VAM-301 (б. Z3-HHC)

228М06 Казань

1994

301.ТРХЕ

Разбился в 2001 г.

Ми-8МТВ-1

VAM-302 (б. Z3-HHD)

228М99 Казань

1994, в 2005 г. прошёл модернизацию в вариант «Ясмин», в 2006 г. - в вариант «Александар»

301.ТРХС

На хранении в ожидании ремонта

Ми-8МТВ-1

VAM-303 (б. Z3-HHE)

223М99 Казань

1994, в 2005 г. прошёл модернизацию в вариант «Ясмин»

301.ТРХС

На хранении в ожидании ремонта

Ми-8МТВ-1

VAM-304 (б. Z3-HHF)

223М98 Казань

1994, в 2006 г. прошел модернизацию в вариант «Александар»

301.ТРХС

Разбился в 2008 г.

Ми-8МТ

308 Казань, 1986 г.

94303

2001, в 2006 г. прошел ремонт и модернизацию в вариант «Александар»

301.ТРХС

В эксплуатации

Ми-8МТ

307

94018 Казань, 1985 г.

2001, в 2006 г. прошел ремонт и модернизацию в вариант «Александар»

301.ТРХС

В эксплуатации

Ми-8МТ

306

93969 Казань, 1985 г.

2001, в 2011 г. прошел ремонт и модернизацию в вариант «Александар»

301.ТРХС

В эксплуатации

Ми-8МТ

305

93880 Казань, 1985 г.

2001, в 2011 г. прошел ремонт и модернизацию в вариант «Александар»

301.ТРХС

В эксплуатации

Ми-17В5

712/ МАР-7712

Казань

2009

X.Единица Jaстреби

В эксплуатации

Ми-17В5

714/ МАР-7714

Казань

2009

X. Единица Jaстреби

В эксплуатации

Ми-171Ш

711/ МАР-7711

Улан-Удз

2009

X.Единица Jaстреби

В эксплуатации

Ми-171Ш

710/ МАР-7710

Улан-Удз

2009

X. Единица Jaстреби

В эксплуатации

Оглавление