Ми-8МТ в период проведения операции против албанских террористов (фото Драгана Цветича)
В 2003 г. один вертолёт Ми-8МТ, ранее состоявший на вооружении 301-й транспортной вертолётной эскадрильи (теперь это 301 «транспортен хеликоптерски сквадрон»), был передан для нужд диверсионного отряда «Сокол».
В начале 2003 г. министерство обороны Македонии приняло стратегический план развития вооруженных сил, которым предусмотрена реорганизация ВВС и обоснована необходимость модернизации вертолетного парка (проект оснащения вооружённых сил «Ясмин»). Цель модернизации — доработка вертолетов до стандартов НАТО. Первый этап модернизации начат в 2004 г., работы проводились на авиабазе Петровец. В апреле 2005-го два Ми-24В и два Ми-17 (ВАМ-302 и ВАМ-303) прошли программу модернизации, проведенную при поддержке израильской фирмы «Элбит системс». Модернизация одного вертолета обошлась в два миллиона долларов и включала доработку приборного оборудования кабины под использование экипажем очков ночного видения AN/ AVS-6, установку пилотажной системы ночного видения ANVIS/HUD-24 (Aviator's Night Vision Head-Up Display). На индикаторе системы ANVIS/HUD-24 отображается необходимая пилотажно-навигационная информация и информация об отказах бортовых систем вертолета. Летчику нет необходимости переводить взгляд на приборную доску, отвлекаясь при пилотировании от наблюдения за местностью. Аналогичными системами AN/AVS-7 с 2005 г. оснащаются вертолеты армии, ВМС, морской пехоты и береговой охраны США. Модернизированные вертолеты способны выполнять полеты днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Новое оборудование оказалось настолько совершенным, что вызывало неизменные похвалы на совместных мероприятиях с другими участниками блока НАТО. Немецкие пилоты особенно отметили очки ночного видения, которые, по их словам, лучше тех, что используются в германской авиации.
В середине 2005 г. с фирмой «Элбит» подписали еще один контракт на сумму 26 млн. долл., предусматривающий модернизацию еще шести вертолетов Ми-8/17/24 в вариант «Александар» (название второго этапа модернизации).
Македонские Ми-8/Ми-17/Ми-171
Тип |
Бортовой номер |
Зав. номер |
Год поступ. на службу |
Эскадр. |
Состояние |
Ми-8МТВ-1 |
VAM-301 (б. Z3-HHC) |
228М06 Казань |
1994 |
301.ТРХЕ |
Разбился в 2001 г. |
Ми-8МТВ-1 |
VAM-302 (б. Z3-HHD) |
228М99 Казань |
1994, в 2005 г. прошёл модернизацию в вариант «Ясмин», в 2006 г. - в вариант «Александар» |
301.ТРХС |
На хранении в ожидании ремонта |
Ми-8МТВ-1 |
VAM-303 (б. Z3-HHE) |
223М99 Казань |
1994, в 2005 г. прошёл модернизацию в вариант «Ясмин» |
301.ТРХС |
На хранении в ожидании ремонта |
Ми-8МТВ-1 |
VAM-304 (б. Z3-HHF) |
223М98 Казань |
1994, в 2006 г. прошел модернизацию в вариант «Александар» |
301.ТРХС |
Разбился в 2008 г. |
Ми-8МТ |
308 Казань, 1986 г. |
94303 |
2001, в 2006 г. прошел ремонт и модернизацию в вариант «Александар» |
301.ТРХС |
В эксплуатации |
Ми-8МТ |
307 |
94018 Казань, 1985 г. |
2001, в 2006 г. прошел ремонт и модернизацию в вариант «Александар» |
301.ТРХС |
В эксплуатации |
Ми-8МТ |
306 |
93969 Казань, 1985 г. |
2001, в 2011 г. прошел ремонт и модернизацию в вариант «Александар» |
301.ТРХС |
В эксплуатации |
Ми-8МТ |
305 |
93880 Казань, 1985 г. |
2001, в 2011 г. прошел ремонт и модернизацию в вариант «Александар» |
301.ТРХС |
В эксплуатации |
Ми-17В5 |
712/ МАР-7712 |
Казань |
2009 |
X.Единица Jaстреби |
В эксплуатации |
Ми-17В5 |
714/ МАР-7714 |
Казань |
2009 |
X. Единица Jaстреби |
В эксплуатации |
Ми-171Ш |
711/ МАР-7711 |
Улан-Удз |
2009 |
X.Единица Jaстреби |
В эксплуатации |
Ми-171Ш |
710/ МАР-7710 |
Улан-Удз |
2009 |
X. Единица Jaстреби |
В эксплуатации |