БОЛГАРИЯ
Первые вертолеты семейства Ми-8 ВВС Болгарии получили от СССР в 1969 г., заменив ими устаревшие Ми-4. Точное количество полученных тогда Болгарией транспортных Ми-8 не установлено (предположительно, 12 Ми-8Т/ТВ/С). Накануне «демократических перемен» на аэродроме Крумово базировалось шесть Ми-8Т и два «салона» Ми-8С - они потом были списаны в 2001 г.
Положительный опыт эксплуатации первых вертолетов Ми-8 побудил Болгарию закупить модернизированный вариант «восьмерки», которые в Болгарии обозначались Ми-17. В период 1985 - 1991 гг. СССР поставил «шестнадцатой республике Союза» 19 Ми-8МТ для ВВС, один Ми-8МТ министерству внутренних дел и два Ми-8МТВ для ВВС (VIP-вариант, бортовые номера 420 и 421). Вертолеты Ми-8Т/ П/ ПС/ МТ /МТВ-1 использовали гражданские организации Болгарии: «БГА Балкан», «Хели Еър Малта», «Авиаотряд 28» и т.д.
В средине 80-х годов в недрах Госбезопасности Болгарии возникла идея о формировании антитеррористического подразделения. Отряду, ставшему позже известным как «Червените барети» (красные береты), требовался адекватный поставленным задачам воздушный транспорт. Болгарская милиция тогда эксплуатировала вертолеты Ми-2 и Ка-26, которые не могли удовлетворить потребностей спецназа. В это же время вооруженные силы Болгарии ожидали поступления 20 новых Ми-17, один из которых (б/н 510) как раз и передали «Красным беретам». В декабре 1986 г. Казанский вертолетный завод сдал машину в штатном военном варианте. По соображениям секретности машина получила окраску гражданской авиакомпании «БГА Балкан» и регистрацию «LZ-FAA». Вооружение не снималось, поэтому вертолет базировался в военной части аэродрома Крумово. Спецназ отрабатывал десантирование с вертолета, зависшего на высоте 50 м над землей, патрулирование приграничных с Турцией районов, поисково-спасательные операции и т.д. Покров тайны с борта «LZ-FAA» был снят в 1993 г., после чего вертолет получил бортовой номер «510», а на его бортах появились надписи «POLICE». Спорадически вертолет использовался в интересах частных компаний, например «Хели Ер» (машина получила регистрацию «LZ-CDH»). В XXI веке полиция Болгарии время от времени использовала для своих нужд еще и Ми-8 б/н 506. Эксплуатация «510» прекратили в 2006 г., а в 2012 г. продали гражданской кампании «Авиаотряд 28», после чего машину отправили в ремонт на завод «Летец».
Ми-17 ВВС Болгарии. Фото Александра Милошевича
Стратегически важное положение Болгарии объясняет поставку в 1990 - 1991 гг. очень редких для экспорта модификаций «восьмерки» - четырех вертолетов РЭБ Ми-17ПП. Особой славы на болгарской земле постановщики помех не снискали. Один (борт 433), переоборудованный в вариант для борьбы с пожарами, пострадал в июле 2003 г. вследствие стихийного бедствия. Полеты остальных Ми-8ПП прекратили и они, частично, стали источниками запасных частей для других болгарских «восьмерок». От случая к случаю летает только Ми-17ПП б/н 432.
ВМФ Болгарии в 1979 г. приобрел в СССР для борьбы с подводными лодками и выполнения поисково-спасательных задач два Ми-14БТ и десять Ми-14ПЛ. Вертолетами Ми-14 заменили вертолеты Ми-4М. Тяжелая экономическая ситуация, в которой оказалась Болгария в нулевые годы, привела к тому, что парк Ми-14 сократился до одного Ми-14БТ и четырех Ми-14ПЛ, тем не менее, в начале XXI века три Ми-14ПЛ прошли ремонт на АРЗ «Летец» с целью продления ресурса на десять лет. В начале карьеры Ми-14 использовались, в первую очередь, для борьбы с подводными лодками, но со временем их основной задачей стали поиск и спасение наряду с патрулированием прибрежных акваторий Черного моря, а также обеспечение специальных операций болгарского флота.