Оглавление

Решение о закупке вооружения российского производства никоим образом не отразилась на планах Хорватии двигаться дальше по евро-атлантическому пути. В апреле 2009 г. Хорватия стала полноправным членом НАТО (в 2013 г. Хорватия станет членом Евросоюза). Очень важно, что с момента принятия на вооружение и до настоящего времени с Ми-171Ш не случилось ни одного инцидента из-за технической неисправности. И не случайно Хорватия намерена приобрести еще два вертолета данного типа. Вертолеты предполагается оснастить системами «свой — чужой» НАТОвского стандарта для использования Ми-171Ш в совместных с НАТО операциях. Новые вертолеты поступят в 28-ю эскадрилью транспортных вертолетов 91-й авиационной базы Загреб-Плесо (28. Eskadrilu transportnih helikoptera ,91. Zrakoplovne baze Pleso-Zagreb). Из-за интенсивной эксплуатации вертолеты уже вылетали половину ресурса, в ближайшие три года запланирован их ремонт.

Два вертолета в июня 2012 г. передали в Береговую охрану Хорватии с задачей оказывать содействие кораблям хорватских ВМС в Ядранском море.

Вертолеты вооруженных сил Хорватии используются в интересах горноспасательной службы и очень часто принимают участие в операциях по спасению туристов в труднодоступной гористой местности. Для выполнения подобных заданий от вертолетчиков требуется высокое мастерство, так как Ми-8 не является идеальным горноспасательным вертолетом и чувствителен к боковому ветру, вызывающему колебания вертолета амплитудой в 5—10 м, весьма некомфортных для закрепленного на тросе лебедки спасаемого.

Mi8Balk036.jpg Mi8Balk037.jpg

Ми- 17Ш из состава хорватского контингента в Косово

Смешанный чешско-хорватский экипаж Ми-17Ш ВВС Хорватии на учениях (фото МО Хорватии)

Большинство исправных Ми-8/171 имеет на бортах надпись KFOR, поскольку принимали участие в операции в Косово. Хорватский контингент международных сил в Косово всегда может рассчитывать на поддержку двух своих вертолетов, дислоцированных на американской стратегической базе Кэмп Бондстил. Участие в Косовской операции не обошлось без инцидента. В июле-сентябре 201 1 г. хорватские Ми-171 перевозили косовских таможенников и подразделения албанской полиции специального назначения на административную границу с Сербией, которую албанцы считают границей своего нового государства. Дело дошло до прямого конфликта с сербами, проживающими на севере Косова, которые хотели не допустить обустройства пограничного поста. Командир KFOR сообщил об обстреле одного вертолета (хорватского) с земли. Однако проверкой никаких повреждений на вертолете обнаружено не было.

Mi8Balk038.jpg

Хорватский Ми-8МТВ-1 в компании вертолетов «Си Кинг» вооруженных сил Италии и Испании на учениях «NOBLE MIDAS». Полигон Слунь, Хорватия, 2007г. (фото NATO Gallery)

Хорватские Ми-8 принимали участие в нескольких гуманитарных операциях в Боснии и Черногории — перевозили грузы в блокированные снегом села и участвовали в тушении лесных пожаров.

Хорваты полностью интегрированы в структуры НАТО, и на учениях часто отрабатывают выполнение поисково-спасательных задач, эвакуацию больных и раненых. Так, на учениях НАТО «Nobile Midas 2007» Ми-8МТВ-1 Н-204 выполнял посадки на британский корабль в акватории Ядрана. Кроме того, Хорватия, будучи членом НАТО, имеет свой воинский контингент в составе мисси ISAF в Афганистане. Хорваты принимают участие в программе NTM-A (NATO traininig mission Afganistan), с сентября 2010 г. десять хорватских вертолетчиков обучают в Кабуле афганцев навыкам эксплуатации Ми-8/17. На базе 98-й авиабазы ВВС и ПВО Хорватии (аэродром Земуник) вместе с хорватскими пилотами и техниками с 2012 г. проходят в рамках программы ААТ РТС (Air Advisory Team Pre-deployment Training Course) обучение на боевое применение вооружения вертолетчики вооруженных сил Чехии. По завершению обучения военнослужащие направляются в Афганистан в составе групп советников. Экипажи Ми-171Ш проходят однонедельный курс подготовки на тренажере вертолета в Чешской Остраве. На 93-й авиабазе (Земуник — Задар) ведется обучение вертолетчиков на Ми-8МТВ-1 20-й транспортной эскадрильи в классическом стиле — после налета курсантами 100 ч на вертолетах Белл 206 «Джет рейнджер». Курс обучения полетам на «восьмерке» рассчитан на два с половиной месяца и завершается полетами по приборам и ночью.

Одним из условий вхождения Хорватии в Евросоюз является обязательство создать до февраля 2014 г. гражданскую санитарную и поисково-спасательную (HEMS & SAR) вертолетную службу. Сжатая тисками экономического кризиса Хорватия не имеет средств на закупку новых вертолетов, поэтому вероятно восемь военных Ми-8 получат гражданскую регистрацию. Проблема, однако, заключается в том, что у всех 11 уцелевших Ми-8 ВВС Хорватии в начале 2014 г. истекает ресурс. Ремонт вертолетов оценивается в 30 млн. долл., которыми власти Хорватии не располагают, но бюрократия в Брюсселе «слезам не верит»...

Оглавление