В процессе вступления в НАТО, Хорватия решила укрепить свой устаревший парк вертолетов Ми-8 новыми Ми-171Ш постройки завода в Улан-Удэ и вооружить ими эскадрилью многоцелевых вертолетов, дислоцированную на аэродроме Лучко близ Загреба.
Необычное на первый взгляд решение отражает прагматичность военного руководства Хорватии. Проводить переучивание экипажей не потребовалось. Качеством изготовления и маневренностью вертолеты Ми-8 давно завоевали сердца летчиков и техников, а покупка новых машин не требовала немедленных финансовых ассигнований. Поставки производились в счет долга бывшего СССР перед бывшей СФРЮ (доля Хорватии в этом долге составляла 185,7 млн. долл. США). Хорватия приобрела десять Ми-171Ш вместе с необходимыми инструментами и запасными частями.
Стоимость контракт составила 65 млн. долл. США, оставшийся долг Россия «погасила» капиталовложениями в энергетику Хорватии.
Первые два .вертолета доставил 5 декабря 2007 г. в Загреб транспортный Ан-124, последние заказанные вертолеты были поставлены в конце 2008 г. Предполагалось, что Хорватия получит вертолеты, способные решать задачи авиационной поддержки сухопутных войск (после снятия с вооружения Ми-24В Хорватия осталась без вертолетов огневой поддержки), но этого не произошло. Основным вооружением, которое на хорватских Ми-171Ш заменяют крайне редко, являются четыре блока НАР В-8В20. В кабине, согласно требованию заказчика, установлены классические приборы аналогового типа, но в перспективе приборное оборудование намечено модернизировать. Вертолеты оснащены ТВД ТВ3-117ВМ, смонтированы устройства отстрела тепловых ловушек. Ми-171Ш способен перевозить до 4 т груза или 26 пассажиров. Для облегчения погрузки и разгрузки вместо большого двустворчатого люка в хвосте фюзеляжа имеется опускаемая рампа с гидроприводами. Лопасти несущего винта снабжены устройствами снижения уровня вибраций. Новинкой стал защитный шлем летчика ЗШ-7В с очками ночного видения и регистратор полетной информации. Поставка вертолетов Ми-171Ш, однако, не обошлась без аферы. В 2009 г. началось расследование дела о закупке запасных частей на сумму 600 тыс. долл., хотя на складах имелось большое количество таких же деталей, а среди закупленных запчастей имелись детали и агрегаты с истекшим ресурсом и неисправные. Цены по некоторым позициям были завышены: так, трап-стремянка стоил почти 10 тыс. долл.
Тип |
Борт |
Происхождение |
Заводской номер |
Статус |
Ми-8Т |
Н-101 «Stara Frajla» |
Бывший JHA 12271 |
Списан в 1999 г. |
|
Ми-8ПС |
Н-102 |
Бывший 9А-НАА, бывший Slov Air ОК- БЫВШИЙ К (так в тексте, прим. ВВС) бывший В-8426 |
10828 |
Списан 1999 г. |
Ми-8Т |
Н-103 |
бывший 9А-НАВ, бывший Slov Air OK-DXN |
10824 |
Списан в 1993 г. |
МИ-8ПС-11 |
Н-104 Sv. Nikola /новый Н-274 |
Бывший 9А-ННН |
||
Ми-8Т |
Н-105/ новый Н-275 |
Бывший 9A-HIH, бывший СССР-25774, RA-25774 |
99254272 |
В летном состоянии |
Ми-8ПС |
Н-106/новый Н-276 |
Бывший 9А-НАЕ, бывший Aeropol SP-SZR |
10662 |
В летном состоянии |
Ми-8Т |
Н-151 |
Списан в 2002 г. |
||
Ми-8МТВ-1 |
Бывший СССР-27138, RA-27138, 9A-HAD |
95988 |
Разбился в июле 1995 г. на Велебите |
|
МИ-8МТВ-1 |
CCCP-27155, RA-27155, 9A-HAC |
95978 |
||
МИ-8МТВ-1 |
Н-201 |
95969 |
||
Ми-8МТВ-1 |
Н-202 |
95968 |
||
Ми-8МТВ-1 |
Н-203 «Sv.lvan» |
Бывший СССР-95967 |
95967 |
Босния, в летном состоянии А-2607 |
МИ-8МТВ-1 |
Н-204 «Sv.Duje» |
|||
МИ-8МТВ-1 |
Н-205 |
Разбился 22.11.1995 |
||
МИ-8МТВ-1 |
Н-206 |
Бывший СССР-25443 |
95666 |
|
МИ-8МТВ-1 |
Н-207 |
Разбился 20.7.2004 в Плесо |
||
МИ-8МТВ-1 |
Н-208 |
Бывший OLVI RA-22941 |
96004 |
Разбился 26.2.1993 |
МИ-8МТВ-1 |
Н-209 |
Уничтожен в Лучко 4.12.1994 |
||
МИ-8МТВ-1 |
H-210«Sv.Vlaho» |
|||
Ми-вМТВ-1 |
Н-211 «Sv.Donat» |
Бывший OLVI RA-22537 |
96053 |
|
МИ-8МТВ-1 |
Н-212 |
96054 |
В летном состоянии Береговая охрана |
|
МИ-8МТВ-1 |
Н-213 |
Бывший OLVI RA-22540 |
96055 |
|
МИ-8МТВ-1 |
Н-214/нови Н-253 SALON |
Бывший SGA СССР-27044 |
95878 |
Разбился в Вуковаре 10.7.2007 |
МИ-17-1В |
Н-215 |
|||
МИ-8МТВ-1 |
Н-251 |
95987 |
В летном состоянии |
|
МИ-8МТВ-1 |
H-252(HVO) |
Бывший СССР-27111, бывший UK-27111 |
95935 |
Босния — в летном состоянии — А-2604 |
МИ-8МТВ-1 |
Н-253 (HVO) |
95986 |
Разбился в Лучко 18.9.1997 |
|
МИ-8МТВ-1 |
Н-254 |
Бывший 9A-HRH, бывший СССР-27042, RA-27042 |
95876 |
Активан |
Ми-171Ш |
Н-220 |
UUAPO 2007. |
171S00071913004U |
В летном состоянии |
МИ-171Ш |
Н-221 |
UUAPO 2007. |
171S00071913005U |
В летном состоянии |
МИ-171Ш |
Н-222 |
UUAPO 2008. |
171S00071913006U |
В летном состоянии |
МИ-171Ш |
Н-223 |
UUAPO 2008. |
171S00071913007U |
В летном состоянии |
Ми-171Ш |
Н-224 |
UUAPO 2008. |
171S00071913008U |
В летном состоянии |
МИ-171Ш |
Н-225 |
UUAPO 2008. |
171S00071913009U |
В летном состоянии |
Ми-171Ш |
Н-226 |
UUAPO 2008. |
171S00071913010U |
В летном состоянии |
Ми-171Ш |
Н-227 |
UUAPO 2008. |
171S00081913101U |
В летном состоянии |
Ми-171Ш |
Н-228 |
UUAPO 2008. |
171S00081913102U |
В летном состоянии |
Ми-171Ш |
Н-229 |
UUAPO 2008. |
171S00081913103U |
В летном состоянии |