Оглавление

В процессе вступления в НАТО, Хорватия решила укрепить свой устаревший парк вертолетов Ми-8 новыми Ми-171Ш постройки завода в Улан-Удэ и вооружить ими эскадрилью многоцелевых вертолетов, дислоцированную на аэродроме Лучко близ Загреба.

Необычное на первый взгляд решение отражает прагматичность военного руководства Хорватии. Проводить переучивание экипажей не потребовалось. Качеством изготовления и маневренностью вертолеты Ми-8 давно завоевали сердца летчиков и техников, а покупка новых машин не требовала немедленных финансовых ассигнований. Поставки производились в счет долга бывшего СССР перед бывшей СФРЮ (доля Хорватии в этом долге составляла 185,7 млн. долл. США). Хорватия приобрела десять Ми-171Ш вместе с необходимыми инструментами и запасными частями.

Стоимость контракт составила 65 млн. долл. США, оставшийся долг Россия «погасила» капиталовложениями в энергетику Хорватии.

Первые два .вертолета доставил 5 декабря 2007 г. в Загреб транспортный Ан-124, последние заказанные вертолеты были поставлены в конце 2008 г. Предполагалось, что Хорватия получит вертолеты, способные решать задачи авиационной поддержки сухопутных войск (после снятия с вооружения Ми-24В Хорватия осталась без вертолетов огневой поддержки), но этого не произошло. Основным вооружением, которое на хорватских Ми-171Ш заменяют крайне редко, являются четыре блока НАР В-8В20. В кабине, согласно требованию заказчика, установлены классические приборы аналогового типа, но в перспективе приборное оборудование намечено модернизировать. Вертолеты оснащены ТВД ТВ3-117ВМ, смонтированы устройства отстрела тепловых ловушек. Ми-171Ш способен перевозить до 4 т груза или 26 пассажиров. Для облегчения погрузки и разгрузки вместо большого двустворчатого люка в хвосте фюзеляжа имеется опускаемая рампа с гидроприводами. Лопасти несущего винта снабжены устройствами снижения уровня вибраций. Новинкой стал защитный шлем летчика ЗШ-7В с очками ночного видения и регистратор полетной информации. Поставка вертолетов Ми-171Ш, однако, не обошлась без аферы. В 2009 г. началось расследование дела о закупке запасных частей на сумму 600 тыс. долл., хотя на складах имелось большое количество таких же деталей, а среди закупленных запчастей имелись детали и агрегаты с истекшим ресурсом и неисправные. Цены по некоторым позициям были завышены: так, трап-стремянка стоил почти 10 тыс. долл.

Тип

Борт

Происхождение

Заводской номер

Статус

Ми-8Т

Н-101 «Stara Frajla»

Бывший JHA 12271

Списан в 1999 г.

Ми-8ПС

Н-102

Бывший 9А-НАА, бывший Slov Air ОК- БЫВШИЙ К (так в тексте, прим. ВВС) бывший В-8426

10828

Списан 1999 г.

Ми-8Т

Н-103

бывший 9А-НАВ, бывший Slov Air OK-DXN

10824

Списан в 1993 г.

МИ-8ПС-11

Н-104 Sv. Nikola /новый Н-274

Бывший 9А-ННН

Ми-8Т

Н-105/ новый Н-275

Бывший 9A-HIH, бывший СССР-25774, RA-25774

99254272

В летном состоянии

Ми-8ПС

Н-106/новый Н-276

Бывший 9А-НАЕ, бывший Aeropol SP-SZR

10662

В летном состоянии

Ми-8Т

Н-151

Списан в 2002 г.

Ми-8МТВ-1

Бывший СССР-27138, RA-27138, 9A-HAD

95988

Разбился в июле 1995 г. на Велебите

МИ-8МТВ-1

CCCP-27155, RA-27155, 9A-HAC

95978

МИ-8МТВ-1

Н-201

95969

Ми-8МТВ-1

Н-202

95968

Ми-8МТВ-1

Н-203 «Sv.lvan»

Бывший СССР-95967

95967

Босния, в летном состоянии А-2607

МИ-8МТВ-1

Н-204 «Sv.Duje»

МИ-8МТВ-1

Н-205

Разбился 22.11.1995

МИ-8МТВ-1

Н-206

Бывший СССР-25443

95666

МИ-8МТВ-1

Н-207

Разбился 20.7.2004 в Плесо

МИ-8МТВ-1

Н-208

Бывший OLVI RA-22941

96004

Разбился 26.2.1993

МИ-8МТВ-1

Н-209

Уничтожен в Лучко 4.12.1994

МИ-8МТВ-1

H-210«Sv.Vlaho»

Ми-вМТВ-1

Н-211 «Sv.Donat»

Бывший OLVI RA-22537

96053

МИ-8МТВ-1

Н-212

96054

В летном состоянии Береговая охрана

МИ-8МТВ-1

Н-213

Бывший OLVI RA-22540

96055

МИ-8МТВ-1

Н-214/нови Н-253 SALON

Бывший SGA СССР-27044

95878

Разбился в Вуковаре 10.7.2007

МИ-17-1В

Н-215

МИ-8МТВ-1

Н-251

95987

В летном состоянии

МИ-8МТВ-1

H-252(HVO)

Бывший СССР-27111, бывший UK-27111

95935

Босния — в летном состоянии — А-2604

МИ-8МТВ-1

Н-253 (HVO)

95986

Разбился в Лучко 18.9.1997

МИ-8МТВ-1

Н-254

Бывший 9A-HRH, бывший СССР-27042, RA-27042

95876

Активан

Ми-171Ш

Н-220

UUAPO 2007.

171S00071913004U

В летном состоянии

МИ-171Ш

Н-221

UUAPO 2007.

171S00071913005U

В летном состоянии

МИ-171Ш

Н-222

UUAPO 2008.

171S00071913006U

В летном состоянии

МИ-171Ш

Н-223

UUAPO 2008.

171S00071913007U

В летном состоянии

Ми-171Ш

Н-224

UUAPO 2008.

171S00071913008U

В летном состоянии

МИ-171Ш

Н-225

UUAPO 2008.

171S00071913009U

В летном состоянии

Ми-171Ш

Н-226

UUAPO 2008.

171S00071913010U

В летном состоянии

Ми-171Ш

Н-227

UUAPO 2008.

171S00081913101U

В летном состоянии

Ми-171Ш

Н-228

UUAPO 2008.

171S00081913102U

В летном состоянии

Ми-171Ш

Н-229

UUAPO 2008.

171S00081913103U

В летном состоянии

Оглавление