Оглавление

Mi8Balk039.jpg

Ми-17VIP и Ми-8МТВ-1 Боснии и Герцеговины. Аэродром Райловцы (фото My City Military)

БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА

Выстрел «зеленого берета» из мусульманской провоенной организации, прозвучавший на сербской свадьбе (мусульманский террорист Рамиз Делялич Чело убил серба Николу Гардовича) в Сараево 1 марта 1992 г., поджег накаленную атмосферу срединной республики СФРЮ, в которой размещались стратегические объекты ЮНА. Когда в том же месяце военные операции с вступлением хорватских войск в районы Босанского Брода, Купреса и долину Неретвы распространились из Хорватии на земли Боснии и Герцеговины, стало ясно — войны не избежать. В пожаре войны три народа образовали собственные республики: сербы — Республику Сербску, хорваты — Республику Герцег Босну, а мусульмане даже два конфликтующих между собой квазигосударства — Республику Босния и Герцеговина и Автономный Край Западная Босна. Все четыре страны использовали вертолеты семейства Ми-8, главным образом как транспортные и поисково-спасательные.

РЕСПУБЛИКА СЕРБСКА (РЕПУБЛИКА СРПСКА)

На основе техники, оставленной югославской армией, и офицеров уроженцев Боснии и Герцеговины, которые решили остаться защищать свой народ, 27 мая 1992 г. во время тяжелых боев были сформированы ВВС и ПВО армии Республики Сербской (РВиПВО ВРС - Ратно Вазухопловство и Противваздушна Одбрана Bojскe Републике Српске). На аэродроме Залужаны на окраине Баня-Луки среди прочего дислоцировалось 14 вертолетов Ми-8Т 780-й транспортной вертолетной эскадрильи, некогда входившей в состав 111-й авиабригады ВВС Югославии; бригада ранее базировалось в Плесо под Загребом. Сохранившая старое наименование 780-я вертолетная эскадрилья вошла в состав 92-й смешанной авиабригады РВиПВО ВРС. В отличие от опознавательных знаков самолетов вооруженных сил Республики Сербской в виде трехцветных кокард (идентичных опознавательным знакам авиации Россини до 1917 г.), вертолеты получили опознавательные знаки в стиле ВВС и ПВО Югославии, однако порядок чередования цветов был не югославским (сине-бело-красный), а сербским (красный-сине-белый).Других изменений внешний облик вертолетов не претерпел; всю войну они летали в маслянисто-зеленой окраске времен ЮНА.

Самые тяжелые задачи эскадрилья выполняла в 1992 г., когда почти 1,5 миллиона жителей Республики Сербской и Республики Сербской Краины находились в кольце мусульманских и хорватских войск. Целый регион Баня-Луки вместе с Республикой Сербска Краина оказался отрезанным от Республики Сербской и Союзной Республики Югославии. В течение более 40 дней в эти районы не поступали ни нефть, ни продовольствие и что хуже всего — самые необходимые медикаменты. Международное сообщество запретило доставку гуманитарной помощи по воздуху, о чем очень просила власть в Белграде. Самолет с медицинским оборудованием тщетно ожидал получения разрешения ООН на вылет с аэродрома Белграда. Запрет стал одним из способов давления на политическое и военное руководство Республики Сербской. Лишь в результате выполнения очень рискованного задания, вертолетом ВРС в больницу Баня-Луки были доставлены кислородные баллоны. Всех нуждающихся спасти не удалось, а что хуже всего — умирали дети: в детской больнице Баня-Луки из-за отсутствия кислорода в инкубаторе скончались 12 новорожденных. Силами армий Республики Сербской и Сербской Краины 19 июня 1992 г. была проведена совместная операция «Коридор-92». Значительную роль в этой операции сыграла авиация: в то время как истребители-бомбардировщики уничтожали военные объекты противника, вертолеты выполняли роль скорой медицинской помощи. С помощью вертолетов удалось спасти более 600 раненых бойцов и мирных жителей. По словам летчика Велько Лека в день выполнялось по три полета в Белград. Чтобы не быть сбитыми ПВО противника, летали у самой земли, ниже проводов линий электропередач. В результате тяжелых боев 28 июня удалось пробить кольцо мусульманских и хорватских войск и восстановить сообщение между районами с сербским населением.

С Ми-8 (для облегчения вертолета) обычно снимали створки грузового люка, а на пол кабины летчиков укладывали импровизированную броню. Летчики шутили по поводу слабой защищенности кабины «восьмерки»: «Моторы мощные, а все остальное как жестяное ведро, поэтому при обстреле лучше на шлеме сидеть, а не одевать на голову». Шутками снимали напряжение от тяжелых полетов. Летчики были вооружены пистолетами-пулеметами М84 «Шкорпион» (югославский Вз.61) и автоматами М70 (АК-47 югославского производства), последний брали с собой, по опыту сбитых коллег из ЮНА, на случай вынужденной посадки для схватки не на жизнь, а на смерть. Сербские вертолетчики до сих пор не забыли судьбу экипажа Ми-8 №12245, поврежденного в районе Доньи Андриевцы в 10 км восточнее Славонского Брода. Перед «восьмеркой» тогда стояла задача перебазировать РЛС ЮНА на Папуке, но вертолет попал в засаду хорватской ПВО. Ми-8 упал на территории Боснии и Герцеговины, тем не менее хорваты пересекли границу соседней республики и пленили экипаж. Вертолетчиков подвергли пыткам, а потом обезглавили. Погибли летчики Зоран Латкович, Зоран Андрич, борттехник Миодраг Красич и четыре бойца ЮНА.

Оглавление