Версии о сбитой хорватской «восьмерке» придерживается и полковник Слободан Ракочевич, на момент трагедии являвшийся первым лицом в контрразведке ВВС и ПВО Югославии. В свою очередь должностные лица Хорватии отрицают нахождение вблизи вертолетов Евросоюза хорватской машины. Хотя Хорватия с самого начала войны имела поддержку на Западе, прежде всего со стороны своего исторического союзника Германии, вооружение армии и провоенных отрядов хорватской полиции состояло, главным образом, из советских образцов, поступивших из Венгрии, бывшей ГДР, Польши, стран бывшего СССР. Тому существует две причины. Первая: рынок переполнило вооружение и военная техника стран бывшего восточного блока. Вторая: в вооруженных силах новой Хорватии большинство составляли офицеры и солдаты, ранее проходившие службу в ЮНА и потому хорошо знавшие советское вооружение — переучивание на новую технику не требовалось. В качестве основного вертолета было принято решение о закупке Ми-8, прежде всего в варианте МТВ-1. Ми-8 получили две эскадрильи, дислоцированные на аэродромах Лучко и Дивулье.
Первые «восьмерки» вариантов «Т» и «ПС» были закуплены в Словакии у авиакомпании «SLOV AIR» (регистрация OK-EXR и OK-DXN) и формально получили гражданскую хорватскую регистрацию, которую вскоре заменили на военную (Н-102 и Н-103). Два вертолета (9А-НАС и 9A-HAD) купили в России, эти машины стали первыми хорватскими МТВ-1. В конце 1992 г. их передали полиции Хорватии; накануне войны борт 9А-НАС поступил в вооруженные силы Хорватии, в 2000 г. его перепродали польскому покупателю. Второй вертолет, 9A-HAD, в июле 1995 г. по неустановленной причине разбился под Велибитом, находившиеся на борту семь человек получили легкие и тяжелые повреждения. Последствия могли быть намного более серьезными, ибо вертолет перевозил артиллерийские снаряды.
Особое внимание уделялось вертолетам, предназначенным для перевозок первого президента республики Хорватия Франье Туджмана. Первый истинно «президентский» поступил из Польши — Ми-8ПС (Н-106), но вскоре на смену данной «восьмерке» пришли два МТВ-1 (Н-251 и Н-254), ранее летавшие в «Аэрофлоте».
Хорватская гвардия (не путать с ЗНГ, в данном случае речь идет о «Hrvatski gardijski zdrug - HGZ», входившей в состав вооруженных сил Хорватии — ХВ - хрватске воjске), элита элит спецназа Хорватии, бригадной численности использовала в своих интересах два Ми-8 (Н-151 и Н-201).
Хорватский Ми-8 еще в окраске «Аэрофлота» (фото МО Хорватии)
Вертолеты для Хорватии обычно доставляли в разобранном виде на аэродром на о. Крк. Точное количество полученных вооруженными силами Хорватии вертолетов семейства Ми-8 установить непросто. Если судить по бортовым номерам, то их было 28 (не считая десяти новых Ми-171Ш, закупленных после войны), однако вертолеты спецназа и использовавшиеся в качестве источников запасных частей, регистрационных или бортовых номеров никогда не получали. Кроме того, одинаковую регистрацию получали разные вертолеты. Некоторые «восьмерки» были куплены на деньги боснийских мусульман и действовали в интересах армии Боснии и Герцеговины Алии Изетбеговича. Интересный факт: арсенал Хорватии пополнялся, в том числе, и на сербские деньги. Из-за блокады Запада, Сербии приходилось получать энергию из Хорватии. Плата перечислялась через частные банки на счет хорватского генерала Владимира Загореца. Загорец являлся главой военной организации «RH ALAN», через которую приобреталось вооружение. К примеру, на счет Загореца сербский банк «Дафимент» перевел более 300 млн. долл. США в оплаты за нефть, поставленную через Автономную область Западная Босна и Республику Сербская Краина в Сербию. Хорватия получила деньги на приобретение оружие для уничтожения Сербской Краины, а Сербия — нефть для своей экономики. Это лишь один из многих эпизодов взаимного сотрудничества лютых врагов в гражданской войне, бушевавшей на просторах бывшей СФРЮ.
Проблемы с техническим сопровождением и ремонтом вертолетов возникли очень быстро. На территории Хорватии остался ремонтный завод «Змай», но его оборудование и специалисты вместе с частями ЮНА были эвакуированы в Сербию на завод «Мома». Кроме того, в СФРЮ на ремонте Ми-8 специализировался именно завод «Мома», в то время как «Змай» занимался ремонтом истребителей МиГ-21.
Кроме Ми-8 в Хорватию прибыли и боевые вертолеты Ми-24В, поэтому потребность в поддержке со стороны иностранных специалистов была велика. В 1993 г. вместе с Ми-24В и дополнительными Ми-8 на авиационно-технический завод в Великой Горице (бывший «Змай») прибыл инструктор, бывший инженер-полковник Советской армии Сергей Пан и с ним три инженера по Ми-24; все являлись гражданами РФ. Пан обладал опытом работы в «третьих странах»: в 1980-е гг. он работал советником в Эфиопии и принимал участие в обеспечении эксплуатации двух эфиопских эскадрилий. Вертолеты были русскими, а посредниками в бизнесе, сумевшими представить военных инженеров как гражданских лиц, стали чехи. Первым заданием для техников стала сборка Ми-24, доставленных в разобранном состоянии на остров Крк самолетами Ил-76. Ми-8 (так в тексте, прим. ВВС). Вслед за инженерами в Хорватии появились и два летчика: русский и белорус, приступившие к обучению хорватских экипажей. Пан, уроженец Казахстана, до 1993 г. занимался в СССР и России ремонтом Ми-8, Ми-24 и Ми-26; в организации сборки и ремонта он сразу установил строгую дисциплину военного образца. На каждую деталь заводился паспорт с указанием места и времени производства, остаточного ресурса; ранее такого хорваты не практиковали. Изначально Пан получил поддержку от командования вооруженными силами Хорватии, но после войны у него возник конфликт с дельцами, занимавшимися ввозом запасных частей. В 2002 г. министр обороны Хорватии не продлил Пану контракт, после чего экс-полковник СА покинул Велику Горицу, успев, правда, подготовить десятки хорватских специалистов. После этого Пан недолгий период трудился на «Росвертоле», затем работал в Непале и Колумбии, а с 2005 г. продолжил карьеру в словацкой фирме «Air Transport Europe».