Оглавление

Mi8Balk029.jpg

Венгерский Ми-8 (фото NATO Gallery)

 Югославские РЛС фиксировали активность «неопознанных летающих объектов» со стороны Венгрии; впоследствии оказалось, что «НЛО» являлись вертолеты Ми-8. Югославская разведка считала, что принадлежавшие венгерской армии Ми-8 использовали хорватские секретные службы для контрабандной доставки особо ценных грузов, вроде ПЗРК «Игла» и «Стингер». Экипажи вертолетов демонстрировали отличную подготовку и знали слабые места в системе ПВО Югославии: использовали «слепые зоны» в радиолокационном поле или строили маршрут так, чтобы в случае обнаружения вертолета времени на перехват его истребителями не оставалось.

7 января 1992 г. безнаказанным полетам «мадьяров», казалось, пришел конец. Около 13 ч воздушное пространство Югославии со стороны Венгрии вновь нарушили неопознанные летательные аппараты. Ранее, Югославия запретила полеты в воздушном пространстве Хорватии и открыто оповестила об этом внутри страны и в мире. И особо — наблюдательную миссию Евросоюза. На перехват неопознанной цели с аэродрома Желява недалеко от Бихача взлетел на МиГ-21бис (б/н 17214) Эмир Шишич. Вскоре летчик обнаружил в воздухе вертолет. Тот сразу же изменил курс в направлении солнца. Шишич пытался установить контакт с вертолетом по радио, но ответа не получил. С земли летчик получил команду: «Цель уничтожить». ГСН выпущенной УР Р-60 вместо вертолета захватила солнце — промах. Вторая выпущенная ракета поразила вертолет, превратившийся в огромный огненный шар. Обломки упали в районе местечка Подруге недалеко от Нового Марофа и Вараждина в Хорватии. Первоначальный восторг по поводу «сбитой хорватской восьмерки» был недолгим. Хорватское телевидение продемонстрировало обломки вертолета АВ.205 (б/н EI-279), принадлежавшего наблюдательной миссии Евросоюза. В вертолете находились четыре итальянских офицера и один офицер ВМС Франции, все они погибли. Второй вертолет АВ.206, также миссии Евросоюза, выполнил посадку возле места падения сбитой машины.

Данное событие стало тяжелым ударом по дипломатическим позициям Белграда и вызвало перестановки в верхах югославского руководства: в отставку отправили командующего ВВС Звонко Юрьевича и министра обороны Велько Кадиевича. Больше всех досталось летчику — Эмиру Шишичу. Имя сбившего вертолет летчика раскрыл бывший коллега Шишича — Даниэл Борович, который на МиГ-21 перелетел к хорватам. Военный суд Югославии освободил Шишича от уголовной ответственности, но летчика осудили в Хорватии и Италии. ВВС Югославии после скандала с вертолетом Евросоюза больше не предпринимали попыток перехватов нарушителей воздушного пространства Югославии.

Mi8Balk030.jpg

Корта перехвата вертолета Евросоюза, составленная на основе информации от экипажа и данных австрийских РЛС

В новой Югославии Шишич продолжил карьеру в качестве пилота военно-транспортного Ан-26. 1 1 мая 2001 г. тяжело больной Шишич отправился в Венгрию за лекарством, которого не удалось купить на Родине. В Венгрии летчика арестовали и передали Италии, где его после семидневного суда приговорили к пожизненному заключению. Итальянский суд не принял во внимания, что летчик действовал строго в соответствии с приказами и сбил вертолет, нарушивший без разрешения воздушное пространство Югославии. Позже пожизненное наказание изменили на 15 лет заключения. В 2006 г. Шишича для дальнейшего отбывания наказания передали Сербии, а 9 мая 2009 г. он вышел на свободу после семи лет пребывания в тюрьмах за честное выполнение воинского долга перед вооруженными силами и государством. Сам Шишич убежден в том, что сбил заполненный военными грузами хорватский Ми-8 — слишком сильным был взрыв вертолета после попадания в него ракеты. По мнению летчика, хорватская «восьмерка» летела в радиолокационной тени вертолета Евросоюза. Шишич утверждает, будто в судебных документах он нашел сведения о посадке второго вертолета Евросоюза, что наводит на мысль о наличии третьей винтокрылой машины неустановленной принадлежности. По версии Шишича, ракета попала в третий вертолет, от взрыва которого пострадала хвостовая балка АВ.205, в результате чего вертолет упал, а члены миссии Евросоюза погибли. Кстати, на телах погибших членов миссии Евросоюза отсутствовали следы пожара (обязательные при взрыве), а это дает основание предполагать, что находившиеся на борту АВ.205 погибли при ударе вертолета о землю, а не вследствие взрыва.

Оглавление