Оглавление

Mi8Balk027.jpg

Хорватия

«Войны бы не было бы, откажись мы от своей цели основания самостоятельного и независимого государства Хорватия», — сказал Франьо Туджман, бывший генерал ЮНА, политический диссидент и первый президент республики Хорватия. Для выполнения поставленной цели потребовались вполне определенные средства, поэтому сразу после вступления в должность Туджман предпринял огромные усилия по приобретению Хорватией вооружения за границей. Оружие доставлялось контрабандой по суше, морем, а также по воздуху. В первой фазе распада СФРЮ летчикам югославских ВВС было запрещено применять оружие по контрабандистам. Летчики могли «демонстрировать силу», выполняя проходы на малой высоте и аэрофотосъемку транспортов с контрабандными грузами военного назначения, результаты которой докладывались по командованию. Наивным представлялись соображения, что фото- и видео материалов о нелегальном вооружении Хорватии будет достаточно для полной дискредитации хорватского политического руководства и нарушения его планов. Секретные службы Хорватии в своих операциях использовали арендованные вертолеты Ми-8/17, но подробности действий этих вертолетов скрываются до сих пор.

Формально первым Ми-8 «под хорватским флагом» стал югославский Ми-8Т (б/н 12271), доставшийся хорватам в качестве трофея 22 сентября 1991 г. Этот вертолет принадлежал 780-й транспортной эскадрилье; на его фюзеляже имелись крупные изображения красного креста (красный крест был изображен в пяти местах!). Ми-8Т доставлял оборудование медицинского и санитарного назначения в осажденный хорватами гарнизон ЮНА. Хорватские провоенные формирования (ZNG Zbor narodne garde), конкретно 1-я гвардейская бригада ЗНГ «Tigrovi», вертолет обстреляли. Поврежденный в результате обстрела Ми-8 совершил вынужденную посадку на околице Петринье. Капитана Горана Милекича и остальных членов экипажа хорваты взяли в плен, а вертолет был отремонтирован на месте за несколько часов. С новыми хорватскими опознавательными знаками и собственным именем «Стара Фраjла» (от германского «Alte Frau») Ми-8Т летал в вертолетном отряде ЗНГ (официальной датой формирования ВВС Хорватии « Hrvatsko Ratno Zrakoplovstvo» является 12 декабря 1991 г.). Вскоре этот вертолет (хорватский б/н Н-101) в районе Шестин опять получил повреждения, и снова — от частей ЗНГ. Хорваты приняли его за югославский Ми-8 и открыли огонь из всех видов оружия. После вынужденной посадке в Ми-8Т насчитали 28 пробоин от пуль разного калибра. Однако «Старая дама», выполнившая первый полет еще в 1968 г., летала еще долго; ее карьера завершилась в 1999 г. В настоящее время вертолет проходит реставрацию, по завершению которой его планируется выставить в музее.

31 августа 1991 г. истребители МиГ-21бис ВВС Югославии принудили к посадке на военном аэродроме Плесо (окрестности Загреба) Боинг 707 авиакомпании «Уганда Эйрлайнз». Груз и самолет принадлежали Йосипу Кикашу (Боинг 707 после «ареста» получил прозвище «Кикаш»), хорватскому эмигранту, который организовал с помощью данного борта перевозку из Йоханнесбурга большого количества вооружения для новой хорватской армии. Перехватить большой транспортный самолет — это одно, а найти выполняющий полет в режиме огибания рельефа местности маленький вертолет — совсем другое.

Mi8Balk028.jpg

Ми-8Т «Stara Frala» (фото МО Хорватии)

Оглавление