Последний черногорский Ми-8Т. Фото Светозара Йокановича
В 2007 г. Черногорию посетили делегации «Рособоронэкспорта» и украинского ремонтного завода «Авиакон». Предложение «Авиакона» оказалось более выгодным, однако АРЗ из Конотопа не имел лицензии от ОКБ Миля на проведение работ. Цена ремонта и продления ресурса на несколько лет была слишком высока для тогдашнего государственного черногорского бюджета — 1 миллион американских долларов за каждый вертолет (без ремонта двигателей). В конце-концов министерство обороны Черногории приняло решение о продаже четырех вертолетов производства 1974 и 1975 годов (бортовые номера:12302, 12303, 12354, 12361), эти машины посчитали «излишними». Пятый Ми-8 (1976 года производства, бортовой номер 12310) посчитали возможным сохранить «до лучших времен». Ранее два фюзеляжа списанных вертолетов №№ 12248 и 12309 продали как вторичное сырье. Несмотря на старость четырех «лишних» вертолетов (тридцатилетний календарный ресурс истек), машины имели небольшой налет (в среднем по 2200 ч). Поэтому и покупателя нашли быстро — формально четыре «восьмерки» купила Киргизия по цене 61000 долл. за штуку; предварительно с Ми-8 сняли все оборудование военного назначения (пилоны для подвески вооружения). Затем эти машины прошли ремонт с целью продления ресурса на «Авиаконе». Согласно неофициальной информации, Ми-8 продолжили службу в небе Афганистана, обеспечивая миссию НАТО-ИСАФ.
Ми-8Т ВВС Черногории. Фото Светозаро Йокановича
Судьба последнего черногорского Ми-8Т б/н 12310, отлетавшего всего 1500 ч, решили на переговорах министерств обороны Черногории и Сербии. Снятые с этого Ми-8Т двигатели передали ВВС Сербии, а фюзеляж остался на аэродроме Голубовцы в ожидании создания музея Вооруженных сил Черногории.
В 2007 и 2008 гг. отсутствие у Черногории среднего вертолета, способного тушить лесные пожары, восполнило МЧС России, приславшее для борьбы с огнем Ил-76 (RA 76845) и Ка-32А (RA 31090). По результатам работы авиации МЧС, появилась идея о закупке в России четырех вертолетов Ми-171Ш и одного самолета Бе-200. С иностранными банками удалось достигнуть соглашение о предоставлении кредита, но до его реализации дело не дошло.
Черногорские Ми-8Т |
||||
Бортовой номер |
Зав. номер |
Год и место производства |
Статус |
Где находится |
12310 |
10973 |
1976, Казань |
Выведен со службы |
Голубовцы |
12302 |
10948 |
1974, Казань |
Продан |
Киргизия? |
12303 |
10945 |
1974, Казань |
Продан |
Киргизия? |
12354 |
10952 |
1975, Казань |
Продан |
Киргизия? |
12361 |
10955 |
1975, Казань |
Продан |
Киргизия? |
В феврале 2012 г. Черногория из-за обильных снегопадов попала в тяжелое положение и обратилась за помощью к НАТО. На призыв откликнулись Словения (АБ 412), Греция («Супер Пума»), Хорватия (Ми-8МТВ-1) и США (два «Блэк Хока» в вариантах MEDEVAC и транспортном). Американцы использовали любой повод для рекламы своих «черных ястребов» (даже направили 40 военнослужащих для сопровождения!), но черногорские авиационные специалисты и сейчас считают, что лучшим для ВВС Черногории выбором будет Ми-17.
На заседании в парламенте зимой 2012 г. один из лидеров оппозиции даже заявил: «Может, у нас и недостаточно средств для покупки Ми-38, но надо немедленно взять банковские кредиты и закупить минимум три Ми-171Ш, который, наверное, идеален для наших условий».