Сербия
В начале 1990-х гг. служба Ресор Државне Безбедности Републике Србиjе (РДБ, аналог российской ФСБ) подняла перчатку, брошенную хорватской секретной службой, равно как и агентурой спецслужб Запада, включившись в тайную войну на просторах Югославии. Поскольку такие операции связаны с повышенной секретностью, то спецслужба не могла рассчитывать на потенциал Югославской народной армии и ей пришлось создавать собственную авиацию. В середине 1991 г. в составе РДБ была сформирована авиационно-вертолетная эскадрилья (авио-хеликоптерска ескадрила), на вооружение которой поступили аппараты, «позаимствованные» в армии и МВД (один армейский Ми-8Т, захваченные ливанские «Газели», македонские Ан-2 и т.д.). В 1991 г. эскадрилья выполняла специальные задания и осуществляла перевозки медицинского оборудования, лекарств, а также вооружения в интересах сербов. Общая задача заключалась в том, чтобы любой ценой избежать геноцида сербского народа, подобного тому, который имел место в годы Второй мировой войны в Хорватии и Боснии. Однако ситуация продолжала ухудшаться, на территории Боснии разразилась война. В 1992 г. эскадрилья приступила к боевым действиям, выполнила примерно 1000 боевых, транспортных и гуманитарных полетов.
Ми-17В (борт 12550) ВВС Сербии. Авиабаза Батайница Фото Горана Савича
Эскадрилья действовала до 1996 г. и потерь не имела, хотя НАТО установила запретные для полетов зоны и постоянно вело охоту на сербскую авиацию (операция Deny light). Вертолеты, чтобы избежать обнаружения самолетами ДРЛО, выполняли полеты на малых высотах с огибанием рельефа местности, используя естественные укрытия, такие как ущелья. Ми-8Т, пилотируемый опытными летчиками бывшей ЮНА, часто выполняли полеты над автодорогами. В этом случае AWACS идентифицировал вертолет как грузовик. Авиация госбезопасности помогала в Боснии не только сербам, но и в 1993—1995 гг. мусульманам, не признавшим правительства Алии Изетбеговича и де-факто создавшим в западной части Боснии независимое государство Автономная провинция Западная Босния.
В конце войны в Боснии проблемы безопасности стали актуальными непосредственно для Сербии. В 1997 г. очевидной стала подготовка вооруженного восстания в Косово. Из ветеранов войны на Балканах, таких как бывшие военнослужащие армий Сербской Крайны и Республики Сербской, провоенных отрядов вроде «Тигров» Желька Ражнатовича-Аркана и экс-бойцов французского Иностранного легиона, под эгидой РДБ сформировали JCO (Jединица за Специjалне Операциjе, отряд специального назначения численностью примерно 600 бойцов), получивший прозвище «красные береты». «Единица» получила собственную вертолетную эскадрилью, для которой в январе 1998 г. были приобретены два Ми-24В и два Ми-17В. Вертолеты Ми-17В, получившие секретные обозначения БП-1 (зав. номер 202М97) и БП-2 (зав. номер 341М15), были куплены у «Укрспецэкспорта»; вертолеты имели совсем небольшой, порядка 50 ч, налет. Обе машины оснащены метео-РЛС фирмы «Ханиуэлл», антенны которых установлены под обтекателем небольшого размера. Ми-8МТВ с похожей РЛС автор данной статьи видел среди вертолетов Ясира Арафата (регистрация SAU-YAG, зав. номер 341M16). Хеликоптер БП-2 (341М15) раньше принадлежал компании «Азал» из Азербайджана (еще раньше «Аэрофлоту») и имел азербайджанскую регистрацию 4К-15315 (ранее СССР-153). В начале 1992 г. «Азал» продала несколько вертолетов Чехословакии, где Ми-8МТВ прошли на заводе «LOM» ремонт и модернизацию, два экс-азербайджанских вертолета (202М08 и 341М16) в середине 1995 г. купила Организация освобождения Палестины (ООП). Вертолеты данной производственной серии поставлялись, главным образом, в Китай. Интерьер второго вертолета, БП-1 (202М97), был выполнен в варианте салона, но сербский спецназ убрал все «излишества», в боевой обстановке не уместные.
Ми- 17В (борт 12550) на взлете Фото Йована Обренича