Оглавление

Mi8Balk013.jpg

Аэродром Слатина. Фото вертолета Ми-8Т армии Югославии сделано с вертолета Ми-8МТ российского миротворческого контингента (архив М. Никольского)

Mi8Balk014.jpg

Ми-8Т армии Югославии на аэродроме Голубовцы (фото Ванче Янчовски)

Все вертолеты Ми-8 897-й смешанной вертолетной эскадрильи, передислоцированные с аэродрома Голубовци на аэродром Капино Полье (Никшич), пережили войну. Вертолеты эскадрильи выполняли вылеты в период агрессии НАТО, главным образом, ночью, когда вероятность поражения со стороны «свободно-демократической» авиации, тотально контролировавшей воздушное пространство, была минимальной. Летчики выполняли полеты с выключенными огнями по памяти, используя вместо мощных бортовых фар карманные фонарики. Своевременное маневрирование, использование рельефа местности в качестве естественных укрытий и средств маскировки делали вертолеты незаметными для воздушно-космических сил НАТО.

Последним югославским вертолетом, покинувшим Косово и аэродром Слатина (Приштина) стал Ми-8Т 119-го полка. На смену югославским Ми-8Т в Слатину пришли российские Ми-8МТ из 440-го отдельного вертолетного полка (место постоянной дислокации Вязьма), входившие в состав KFOR. У сербских летчиков осталась надежда, что жертвы были не напрасными, Косово еще для Сербии не потеряно, а свою базу они сдали не силам НАТО, а братской России.

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЮГОСЛАВИИ

Уцелевшие в 1999 г. Ми-8 распределили по 897-й смешанной (Голубовцы), 787-й транспортной (Ниш) и 890-й смешанной (Ковин) вертолетным эскадрильям. Один Ми-8 эксплуатировался Авиационным испытательным центром.

После войны с НАТО с вертолетов Ми-8Е сняли спецоборудование и стали использовать как обычные транспортные из-за нехватки Ми-8Т.

Тяжелое положение сложилось с ремонтом вертолетов, так как завод «Мома» был разрушен, а других ремонтных предприятий в Югославии не имелось. На нескольких вертолетах установили коммерческие приемники GPS фирмы Garmin (довольно старые), купленные летчиками за свои деньги.

Перед Музеем авиации на аэродроме Никола Тесла (Белград) сохранен Ми-8Т б/н 12208 (заводской номер 0915). На вертолете нанесен опознавательный знак в виде красного креста, но вертолет - самая обычная транспортно-боевая «восьмерка» с вооружением и без специального медицинского оборудования.

Mi8Balk015.jpg

Ми-8Т армии Югославии на аэродроме Голубовцы (фото Ванче Янчовски)

Оглавление