Несколько закупленных двигателей Jumo 004 из-за недостатка документации и конструктивного несовершенства не могли послужить основой для разработки нового изделия. Однако Авиационный технический институт (ВТИ) заключил договор со швейцарской фирмой «ARDAG» на разработку двигателя RM 2500 с осевым компрессором. Планировалось создание одного из самых мощных ТРД в Европе. В проектировании приняли участие немецкие специалисты, чьи услуги оплачивались золотом! Их задачей являлась разработка технической документации, а изготовлением прототипа занимались специалисты ВТИ на двигателестроительном заводе в Раковице. В проектных работах задействовали также машиностроительный факультет Белградского университета. Тем не менее проектирование шло медленно, в первую очередь из-за выбора чрезмерно сложного элемента двигателя — осевого компрессора. Вскоре сложности достигли такого уровня, что армия была вынуждена оставить работы по программе.
Пока югославские инженеры проектировали ТРД, МиГи соседних стран продолжали изматывать ВВС Югославии. Самолеты ВВС государств-соседей и ВВС СССР в 1948—1955 гг. нарушили воздушное пространство Югославии почти 300 раз. В пограничной зоне шла настоящая небольшая война. Особой дерзостью отличались действия венгерских МиГ-15, которые в нескольких случаях обстреляли югославских пограничников и нанесли ракетные удары по ряду ферм в Воеводине. Из Болгарии и Румынии в направлении Венгрии выполняли полеты специально оборудованные Ли-2Р, которые обычно сопровождали два-четыре истребителя МиГ-15; разведчики вели детальную фотосъемку территории Югославии. По свидетельствам румынских летчиков-перебежчиков в 25-км пограничной полосе воздушного пространства Румынии летали исключительно МиГ-15 советских ВВС! Несколько раз дело доходило до сближения с югославскими «Тандерджетами», но, к счастью, воздушных боев не произошло.
F-86E
В свою очередь ВВС Югославии пыталось вести разведку самолетами Де Хэвиленд NF.МК-38 «Москито». «Москито» являлись глазами и ушами ЮНА, эти самолеты выполняли задания по фотосъемке не только приграничных районов сопредельных стран, но и объектов в глубине их территории (река По и Венеция в Италии, Кукеш в Албании и т.д.). Появление МиГов сделало выполнение таких заданий делом весьма рискованным. Болгарские МиГ-15 смогли перехватить один «Москито» и принудить его к выполнению посадки на аэродроме Доброславцы.
Летчик Водопивец так отзывался о МиГ-15: «МиГ так хорош и легок в пилотировании, что все наши летчики истребительных полков могли бы быстро овладеть им. Изготовление — ремесленное, очень грубое, кабина несильно отличается от кабины старого Як-9П, но летные данные — отличные. Великолепен обзор из кабины, самолет обладает высокими скороподъемностью и потолком... и очень сильным вооружением».
Согласно опубликованным документам ЦРУ США, американцы, чтобы поддержать своего коммунистического союзника, всерьез рассматривали возможность передачи двух имевшихся у них МиГ-15. Это были польский и северокорейский самолеты, летчики которых польстились на политическое убежище в США и денежную выплату в размере 100 000 долларов. От идеи пришлось отказаться из-за резкого сопротивления тогдашнего командующего ВВС США.
Ситуация с разведчиками улучшилась в апреле 1955 г., когда начали поступать реактивные RT-33 (всего получено 22 самолета), которые успешно нервировали истребительную авиацию восточных соседей вплоть до нормализации отношений в 1956 г.
Между тем, оставалась огромная проблема — каким образом заполучить перехватчик, способный бороться с МиГ-15бис. Дольше всего велись переговоры о покупке во Франции лицензии на истребитель «Мистер» IV. По соглашению Франция была обязана поставлять самолеты в рамках программы военной помощи, но в данном случае потребовала оплаты валютой. Страны НАТО очень осторожно относились к продаже самолетов со сложным электронным оборудованием. Так, в Белграде тщетно настаивали на поставках ночных истребителей F-94 «Старфайр».
Почти в это же время, 7—13 июля 1955 г. делегация ВВС Югославии во главе с командующим генералом Зденком Улепичем посетила Москву и присутствовала на праздновании Дня ВВС СССР. Москва ясно дала понять, с какими странами она желает сотрудничать в военной области самым тесным образом: только делегациям Индии и Югославии в сопровождении маршала Жукова разрешили вблизи осмотреть новейшие стратегические бомбардировщики М-4 и Ту-95! В документах ЦРУ США того периода отмечается: «Югославская делегация во главе с министром народной обороны Гошняком вела переговоры по покупке лицензии на производство реактивных МиГов». Вместо МиГов Тито получил от Хрущева необычный подарок — Ил-14П (б/н 7401), на котором в следующем году нанес визит в Москву.
США не ожидали подобного поворота событий - югославам в тот год пообещали начать переобучение летчиков на истребитель «Сейбр». Переучивание на данный тип началось в марте 1956 г. в Батайнице. В Югославию прибыли самолеты CL-13Мк.IV (канадский вариант «Сейбра»), ранее состоявшие на вооружении британских ВВС, и которые в ходе ремонта довели до уровня F-86E(M). Самолеты приняли ВВС США и через Италию переправили в Югославию.
Несмотря на неоспоримо высокие данные, «Сейбр» по некоторым характеристикам уступал МиГ-15бис. В одном из отчетов ВВС Югославии того времени говорится: «Дальность полета, навигационное и электронное оборудование являются преимуществом американских самолетов. Русские самолеты обладают худшей оперативной эффективностью, но в то же время очень простые, прочные и обладают превосходством по ряду параметров летных характеристик... МиГи, вероятно, будут диктовать ход боев на больших высотах. Они обладают высокой скороподъемностью и маневреннее всех наших истребителей, включая и новые F-86E».