Из других документов, с которых снят гриф «совершенно секретно», также следует, что приведенный выше отрывок является одним из многих похожих обращений югославских генералов... Генералы упорно отстаивали мнение, что МиГ-15 превосходит любой самолет ВВС Югославии. Убеждения их не были безосновательными.
9 февраля 1953 г. венгерский летчик Домби Ласло из 24-го авиаполка с авиабазы Сармеллек, выполнял обычный тренировочный полет на МиГ-15бис б/н 25. В паре с ним летел инструктор Шефер Миклош. Примерно в 3 часа самолеты вошли в плотную облачность и летчики утратили ориентировку. Подполковник Шефер выполнил посадку в Чехословакии, а вот поручнику Домби повезло меньше. Он остался почти без топлива, когда увидел ВПП незнакомого аэродрома. Убедившись, что находится над территорией иностранного государства, летчик намеренно попытался вывести самолет из строя. При посадке повреждения получили одна основная опора шасси, крыло, часть фюзеляжа и вооружение. Летчика после посадки арестовали сотрудники КОС (контрразведка югославской армии), а присутствовавшим при инциденте югославским летчикам разъяснили, что, дескать, «летчик сбежал от антинародного режима и попросил убежища». На самом деле, венгерский летчик держался подобающим воину образом, отказался давать какие бы то ни было показания, и попросил о возвращении в свою страну.
МиГ-15бис ВВС Венгрии, попавший в Югославию
Т-ЗЗА
F-84G
В начале МиГ от глаз как югославов, так и американцев, спрятали в ВОЦ. Опознавательные знаки закрасили, чтобы случайные наблюдатели не смогли определить откуда МиГ взялся. Из донесения агента ЦРУ своему руководству, можно предположить, что США стало известно о самолете 25 июня 1953 г. По предложению югославского посла в США Владо Поповича был установлен контакт с резидентом в ЦРУ в Белграде и достигнута договоренность о визите делегации ВВС США.
В 1954 г. ремонт венгерского МиГ-15 завершился. На МиГ-15 летали летчики Водопивец и Тодорович (девять полетов с налетом 4 ч 36 мин). В 1956 г. самолет возвратили Венгрии. Поручник Домби, который не сумел объяснить, каким образом он так сильно ошибся и выполнил посадку в Югославии, был уволен из армии и осужден на три года заключения.
В Югославии МиГ ремонтировали и эксплуатировали исключительно в закрытых зонах ВОЦ, доступ куда имел очень ограниченный круг лиц. Самолет продемонстрировал отменные летные данные (особенно скороподъемность и разгонные характеристики). Именно тогда Тито собрал лучших югославских специалистов, чтобы задать единственный вопрос: способна ли Югославия скопировать МиГ-15? Бешлин ответил: «Можно, но если нам дадут двигатель, как у МиГа!». Бешлин отчаянно надеялся получить двигатель большой тяги, который он мог бы использовать на своих самолетах.
Найти такой двигатель было непросто, потому как и ранее западные союзники отказывались продавать лицензии. Тито особенно разочаровали англичане, запретившие поставки двигателей «Хост 45». На встрече в сентябре 1952 г. с Энтони Иденом маршал даже сказал: «Не просим от вас ничего, кроме такой же поддержки, которую вы оказали Советам после войны, продав им реактивные двигатели!»
Неудачей завершились и переговоры со Швецией о приобретении лицензии на истребитель Saab-29 «Туннан». Шведы были согласны продавать самолеты, но отказались предоставить лицензию на их производство. Югославской делегации не разрешили осмотреть предприятия, занятые выпуском двигателей RM-2.