Оглавление

Jugjet50014.jpg Jugjet50015.jpg

Характеристики Икарус С-451 М «Зоља»

Размах крыла

6,70 м

Длина

6,775 м

Высота

1,90м

Площадь крыла

8 м2

Масса пустого

840 кг

Полетная масса

1270 кг

Максимальная скорость на уровне моря

430 км/ч

Максимальная скорость на высоте 3000 м

490 км/ч

Максимальный потолок

8550 м

Максимальная дальность

390 км

Длина разбега

600 м

Длина пробега

580 м

Для того чтобы лучше разобраться с дальнейшей деятельностью Драгутина Бешлина в области реактивной авиации, нам стоит на какое-то время прервать повествование и сказать несколько слов о других самолетах, поступивших в те годы на вооружение ВВС Югославии, оказавших значительное влияние на работы авиаконструктора...

МиГ-15 для Тито

В сентябре 1952 г. во Франции на базе ВВС США Шамон, первая группа югославских летчиков приступила к переобучению на американские самолеты Локхид Т-33 и Рипаблик F-84G. В процессе переучивания югославам было запрещено носить на форме красные звезды, а завершилось переучивание совместным с инструкторами патрулированием границы ФРГ и Чехословакии! По иронии судьбы, почти через полвека, в 1999 г., 48-е истребительно-бомбардировочное авиакрыло, на базе которого проходило переучивание, выполнило больше всего вылетов на бомбардировку Сербии!

10 марта 1953 г. на аэродроме Батайница приземлились первые Локхид Т-33, а 9 июня к ним присоединились истребители-бомбардировщики Рипаблик F-84G. То были первые реактивные самолеты, полученные по программе MDAP (Mututal Defence Aid Program) согласно соглашению о военной помощи, подписанного в Белграде 14 ноября 1951 г.

Однако по боевым возможностям ВВС Югославии по-прежнему отставали от ВВС соседних государств, особенно стран — членов Организации Варшавского договора. Самолеты Т-33 отлично подходили для обучения летчиков, но в военном отношении представляли собой невеликую ценность. Югославия получила невооруженные Т-33, позже на самолеты установили по два 12,7-мм пулемета М-3. «Тандержет» являлся отличным истребителем-бомбардировщиком, однако для выполнения задач перехвата воздушных целей самолет был мало пригоден.

Поступление американской реактивной техники по программе MDAP не привело к аннулированию программы Бешлина, которая рассматривалась как резервный вариант на случай прекращения помощи со стороны «нового — старого» союзника.

Оправданность такой подстраховки была доказана уже в октябре 1953 г., когда США из-за нового кризиса вокруг «свободной территории Триест» прекратили поставки самолетов (успели поставить только 54 F-84G и 11 Т-33). Таким образом, в момент, когда Югославия оказалась на пороге войны с Италией, основу ударной силы югославских ВВС по-прежнему составляли поршневые самолеты периода Второй мировой войны — американские «Тандерболты» и советские Илы, в то время как Италия обладала тремя дивизиями реактивных «Тандерджетов». К счастью, войны удалось избежать, а наступательные операции ограничились разведывательными полетами самолетов ВВС обоих стран.

Поставки военной техники возобновились в марте 1954 г., по программе MDAP было получено 167 F-84G и 25 Т-33. Поставленные в рамках данной программы реактивные самолеты были почти новыми, с очень небольшим налетом, но никоим образом не являлись равноценным противовесом МиГ-15. Техническое отставание требовалось компенсировать качеством подготовки летчиков.

Начальником Центра переобучения на реактивную технику был Албин Старц, не только бывший летчик ВВС Королевства Югославии, но и ас ВВС Независимой Державы Хорватской, сбивший на Восточном фронте 11 советских самолетов; в 1943 г. Старц перешел на сторону Красной Армии. Обстоятельства перехода хорватского обер-лейтенанта на сторону Красной Армии точно не известны. По официальной версии — перелетел сам во время очередного боевого вылета, но, возможно, просто заблудился, после чего использовал ситуацию с пользой для себя.

Насколько штаб ВВС Югославии беспокоили характеристики новых истребителей МиГ и Як, видно из расшифровки разговора югославского генерала Виктора Бубаня и американского генерала С.Д. Эдлимана, датированного 27 августа 1953 г.

В. Бубань: «Располагаем 176 истребителями плюс 96 в училищах и ни один из них не является современным. В настоящее время одна дивизия находится в процессе перевооружения на F-84G, но это истребитель-бомбардировщик! Чтобы противостоять новым МиГ-15 и Як-23 нам требуется 576 истребителей-перехватчиков Норт-Америкэн F-86E или Дассо «Mystere 4», или Хаукер «Hunter». Один из этих трех типов мы хотели бы строить на своих заводах. Требуется нам и один полк всепогодных F-94. Союзные государства [имеются в виду Венгрия, Румыния, Болгария и Албания] уже сегодня располагают 400 МиГ-15!»

Оглавление