Оглавление

Jugjet50010.jpg Jugjet50013.jpg

Характеристики «Икарус» 452М

Размах крыла.

5,25 м

Длина

5,97 м

Высота

1,77 м

Полетная масса

1100 кг

Максимальная скорость

750 км/ч

Максимальный потолок

10 000 м

Длина разбега

945 м

Поскольку тяги двух двигателей не хватало, было решено установить третий ТРД (проект В-452-3). Предполагалось также усилить вооружение, смонтировав 20-мм пушку HS 404 и 12,7-мм пулемет. Работы по необычному трехдвигательному самолету, однако, не вышли из стадии рабочих чертежей.

Двигатель Turbomeca Marbore II увеличенной тяги (400 кг) заново пробудил мечту конструктора. Аэродинамическую схему В-452-4 сохранили прежней, но размеры планера увеличили (примерно на 8%), усилили до двух 20-мм пушек вооружение. Помимо использования в качестве перехватчика, самолет предназначался и для оказания авиационной поддержки сухопутным войскам, для чего предусматривалась установка двух держателей для НАР HVAR. Концептуально самолет являлся весьма современным для своего времени, но армия решила поддержать другой амбициозный проект — перехватчик Б-12 (об этом самолете читайте в следующем номере журнала).

«Зоља» от «Икаруса»

Дальнейшее аэродинамическое совершенствование самолета 451М привело к разработке легкого тренировочного одноместного С-451М «Зоља» (оса). В заводской документации самолет проходил также как 451-М-СЛ).

Силовая установка этого цельнометаллического низкоплана была аналогична силовой установке самолета 451М, но гондолы двигателей утоплены в крыло. Для удобства доступа к двигателям консоли крыла были выполнены поднимаемыми вверх — как на самолетах палубного базирования. Шасси идентично предшественнику - с хвостовой опорой, однако колеса имели несколько меньшие размеры. Состав бортового оборудования хотя и стал более «богатым», но очень сильно уступал оборудованию других реактивных самолетов того же поколения. Кабина осталась тесной и неудобной, а система жизнеобеспечения — устаревшей.

Первый полет на прототипе 24 июля 1954 г. выполнил летчик-испытатель Владимир Водопивец. В ВОЦ «Зоља» задержался до 1959 г., за это время на нем выполнили 243 полета с налетом 103 ч. Затем единственный прототип передали Воздухоплавательному союзу Югославии, где самолет получил гражданскую регистрацию «YU-COH». На этой машине 19 мая 1960 г. летчик-испытатель ВОЦ (в качестве летчика земунского аэроклуба «Франьо Клуз») Иво Чрнярич установил мировой рекорд в категории «С-1с» (самолеты массой от 1000 до 1750 кг), развив скорость 500,21 км/ч. Рекорд продержался пять лет, пока не был побит 19 февраля 1962 г. на самолете Як-32 (Розалия Чикина, 755 км/ч); рекорд Чикиной не побит до сих пор!

Единственный прототип «Осы» летал на всех югославских авиашоу до 1962 г. В 1968 г. на старом аэродроме Белграда случилось летное происшествие, самолет получил тяжелые повреждения и был списан.

Jugjet50011.jpg Jugjet50012.jpg

IKARUS S-451M

«Зоља» был окрашен в белый цвет с черной антибликовой полосой, как на 452М. На бортах носовой части фюзеляжа латиницей (в соц. Югославии равноправыми являлись оба алфавита — кириллица и латиница, однако латиница была более «равноправна») была выполнена надпись «Zolja», в районе лобового остекления кабины на фюзеляже имелись эмблемы завода «Икарус». На обоих поверхностях киля нанесено обозначение самолета — «S-451M», на руле направления изображен флаг ФНРЮ. Две кокарды ВВС Югославии нанесены на нижнюю поверхность крыла. На момент установления мирового рекорда самолет не имел никаких опознавательных знаков, кроме флагов ФНРЮ на руле направления и гражданской регистрации «YU-COH» на фюзеляже.

Оглавление