Между тем Казанский вертолетный завод приступил к подготовке сборки четвертого опытного экземпляра (ОП-4). Этот вертолет будет выполнен в т.н. типовой конструкции: с ударостойкой топливной системой и увеличенными проемами иллюминаторов. ОП-4 станет последним опытным образом, в ходе испытаний которого предполагается получить окончательные данные, необходимые для начала коммерческой эксплуатации вертолета. Начало серийного производства вертолета Ми-38 в Казани запланировано на 2015 г.
Ми-35М — глубокая модернизация вертолета Ми-24, недавно отметившего 40-летие с момента запуска в серийное производство. Он принят на вооружение ВВС России, эксплуатируется в Венесуэле, Бразилии и Азербайджане. В этой области активно работает «Рособоронэкспорт», который рассчитывает увеличить объем поставок российских вертолетов за рубеж в 2013 г. на 30% по сравнению с 2012 г. (объем поставок тогда превысил 1,5 млрд. долл. в 23 страны мира).
Макет приборной панели Ка-62
Казанский вертолетный завод продолжает сертификационные испытания вертолета «Ансат» ПТ-07 с гидромеханической системой управления. Первый полет этого вертолета состоялся в апреле прошлого года. Завершается изготовление второго летного образца ПТ-08, его летные испытания планируется начать во второй половине 2013 г.
Многоцелевой вертолет Ми-171А2, демонстрировавшийся в виде модели, обещает стать одним из наиболее интересных продуктов в нише вертолетов среднего класса. За счет внедрения передовых технологий и оборудования предполагается повысить эффективность его эксплуатации и открыть новые рыночные возможности. Сегодня программа развивается в соответствии с имеющимися планами. Испытана летающая лаборатория для отработки новой несущей системы: несущего винта с лопастями из композиционных материалов, Х-образного рулевого винта, модифицированных втулки и автомата перекоса. Удалось существенно сократить уровень вибраций, подтверждена заявленная максимальная скорость 300 км/ч. Только за счет нового несущего винта получен прирост тяги на 700 кг. В настоящее время идет сборка первого опытного образца вертолета. Вполне вероятно, что увидеть его можно будет на выставке МАКС-2013. Серийное производство предполагается начать с 2015 г.
Что касается вертолета Ка-62, то развитие этого проекта идет с расширением международной кооперации: двигатели будут французские, редуктор несущего винта и трансмиссию будет поставлять австрийская фирма Zoerkler. По словам Дмитрия Рогозина, использование новейших зарубежных комплектующих существенно повышают характеристики российской машины, при этом цена российских вертолетов на 15—20% меньше иностранных аналогов, что является большим преимуществом.
Первым заказчиком Ка-62 (7 вертолетов) стала Бразилия, которая планирует применять этот вертолет в интересах национальной нефтяной компании Petrobras. Сегодня Арсеньевская авиационная компания «Прогресс», где планируется развернуть серийное производство Ка-62, осуществляет сборку двух опытных образцов. Первый полет может состояться к концу лета 2013г., и если удастся завершить необходимые испытания, вертолет также покажут на МАКС-2013. Получить сертификат типа предполагается к концу 2014 г., а в 2015 г. начать поставки вертолетов.
Вертолет «Ансат» в VIP-комплектации
А вот вертолету Ми-34С1, который широко рекламировался в предыдущие годы, можно сказать «не повезло». В 2012 г. холдинг приостановил программу. Главной причиной назвали отсутствие двигателя. Однако на авиасалоне в Фарнборо «Вертолеты России» и фирма Agusta Westland подписали рамочное соглашение о совместной разработке и создании нового легкого (2500 кг) вертолета. Пока идет согласование возможного облика нового вертолета.
Стоит отметить, что сотрудничество российских и итальянских вертолетостроителей развивается вполне успешно. Стенды холдинга «Вертолеты России» и фирмы Agusta Westland соседствовали друг с другом. Главным экспонатом итальянцев стал первый образец среднего вертолета AW139 российской сборки. Он собран на заводе в Томилино, на российско-итальянском совместном предприятии HeliVert. Его первый полет состоялся в декабре 2012 г.
Вертолет AW139 российской сборки