Оглавление

F4F004.jpg F4F005.jpg

F-104G «Старфайтер» ВВС Западной Германии

С.450 «Колеоптер»

Немцы не ограничились данным конкурсом и в 1956 г. Люфтваффе объявили еще один — на перехватчик с вертикальным взлетом. Этот конкурс проводился для подстраховки французского проекта С.450 «Колеоптер», который финансировала Германия. Компания Messerschmitt выдвинула на него проект Me XI -21, Focke-Wulf - Fw 860, Heinkel - He 231, a Bolkow - P.110. Все они отличались вертикальным положением фюзеляжа во время взлета и посадки.

Но все «игры в перехватчики» неожиданно закончились, и это произошло практически одновременно, и во всех странах.

Причиной столь внезапной потери интереса военных к перехватчикам послужил запуск в 1957 г. в СССР искусственного спутника Земли и заявление Хрущева о том, что Советский Союз располагает баллистической ракетой, «способной доставить ядерный заряд в любую точку земного шара». А 12 сентября 1960 г. первая советская МБР Р-7, разработанная под руководством С.П. Королева, поступила на вооружение. Впрочем, для ФРГ значительно большее значение имело поступление на вооружение Советской Армии в 1956 и 1959 гг. ракет Р-5М и Р-12 с дальностью, соответственно, 1200 и 2000 км, способных нести ядерную боевую часть и, при пуске с территории ГДР и Польши, достичь целей в любой точке Центральной Европы. Они быстро становились основной ударной силой советских сухопутных войск, против которой были бессильны даже наиболее продвинутые «трехмаховые» перехватчики, существовавшие к тому времени лишь на бумаге.

В начале 1960-х гг. Luftwaffe оказались в сложном положении. Своевременной замены самолетов 1-го поколения (не в последнюю очередь из-за увлечения чересчур амбициозными планами собственного авиационного строительства) произведено не было, а имеющийся самолетный парк устарел. Его срочно требовалось заменить на более современную авиационную технику, способную противостоять новым сверхзвуковым фронтовым самолетам стран Варшавского договора — МиГ-19, МиГ-21 и Су-7Б. При этом командование Люфтваффе рассматривало в качестве кандидатов на место «Сейбров» и «Тандерстриков» самые различные боевые самолеты 2-го поколения, которые объединяли лишь сверхзвуковая скорость и НАТОвское происхождение. Среди претендентов на роль основного истребителя ФРГ были английские самолеты Р.1В, французские «Тридан» III и «Мираж» III, а также американские F11-1F «Тайгер», N-156F (будущий F-5A) и F-104A «Старфайтер».

Несмотря на то, что многие в министерстве обороны Германии отдавали предпочтение французскому «Миражу», в ноябре 1958 г., под давлением мощнейшего американского лобби, правительство христианских демократов, возглавляемое Конрадом Аденауэром, остановило свой выбор на самолете F-104C — усовершенствованном варианте F-104A. Надо сказать, что этот самолет активно рекламировался американскими и германскими СМИ как наиболее совершенный в мире истребитель 2-го поколения. Усилия «экспертов» не пропали даром: 18 марта 1959 г. был заключен контакт на поставку Люфтваффе первой партии «Старфайтерров». Головной истребитель F-104G (G — Germany, т.е. F-104C, доработанный под требования ФРГ) поднялся в воздух в мае 1961 г., а в 1962 г. самолеты этого типа стали поступать в авиационные эскадры западногерманских ВВС. Всего ФРГ (Люфтваффе и Кригсмарине) получила 916 F-104G.

В 1969 г. ВВС Западной Германии располагали, в общей сложности, 625 «Старфайтерами», сведенными в 10 эскадр (geschwader, примерно соответствующих советским полкам) истребителей-бомбардировщиков (шесть из них могли привлекаться для доставки НАТОвского тактического ядерного оружия, хотя собственных атомных бомб у ФРГ, естественно, не было) и четыре эскадры истребителей-перехватчиков ПВО. Кроме того, еще четыре эскадры (на RF-104G) обеспечивали ведение тактической разведки, четыре являлись учебными и две (укомплектованные F-104G и RF-104G) были приписаны к школе боевого применения ВВС. Полтора десятка самолетов «Старфайтер» использовалось в испытательных целях, а еще около 120 находилось в резерве или служили источником запчастей для «строевых» машин. Все это дало повод журналистам называть Люфтваффе конца 1960-х — начала 1970-х гг. «военно-воздушными силами одного самолета»: помимо F-104G, ФРГ располагала только 235 дозвуковыми истребителями-бомбардировщиками G.91 (аналогами наших МиГ-17), сведенными в восемь боевых и три учебные эскадры.

Оглавление