Когда данный номер журнала готовился к печати, военно-воздушные силы Германии готовились к торжественным проводам «на пенсию» заслуженного ветерана — истребителя-бомбардировщика F-4F «Фантом» II, прослужившего в составе люфтваффе более 40 лет!
Самолет F-4F — вариант истребителя F-4E, специально созданный в соответствии с требованиями ВВС ФРГ. К отличительным чертам этого самолета следует отнести его относительно небольшой вес (соизмеримый с весом F-4C — наиболее легких «Фантомов», предназначенных для сухопутной эксплуатации), а также умеренную стоимость. Все это выгодно отличало немецкий «Фантом» от его американских собратьев. Эти положительные качества были куплены ценой некоторого снижения боевых возможностей истребителя, ограничением диапазона его боевого применения. Впрочем, со временем F-4F постепенно трансформировался в насыщенный современным оборудованием и вооружением авиационный комплекс, продемонстрировавший завидное долголетие. Историю создания и совершенствования этого самолета, как нам кажется, стоит рассмотреть вместе с историей послевоенного возрождения и развития военно-воздушных сил ФРГ.
Первоначально западногерманские ВВС (Luftwaffe), начавшие возрождаться в 1955 г. под эгидой НАТО и при плотной опеке США, располагали реактивными истребителями и истребителями-бомбардировщиками 1-го поколения — «Сейбрами» канадского (CL-13B) и итальянского (Fiat F-86K) производства, а также американскими Рипаблик F-84F и RF-84F. Германская морская авиация (Kriegsmarine) получила в свое распоряжение английские истребители и разведчики Хоукер Mk.100/Mk.101 «Си Хоук».
Все эти дозвуковые машины с относительно простым БРЭО, предназначенные для выполнения боевых задач в светлое время суток, прекрасно подходили для борьбы с наземными целями, но в части борьбы с воздушным противником не обеспечивали должной боевой эффективности.
В 1955 г. Министерство обороны ФРГ объявило свой первый послевоенный конкурс на разработку собственного — истребителя-перехватчика. В нем приняли участие фирмы Messerschmitt, Focke-Wulf, Heinkel и Bolkow.
Требования к новому самолету оказались достаточно серьезными. Максимальная скорость полета — не менее М=2,0, практический потолок — 25000 м. Подъем до высоты практического потолка должен был осуществляться всего лишь за 3 мин. На самолет, вооруженный управляемыми и неуправляемыми ракетами, требовалось установить РЛС. В то время такие характеристики могли быть достигнуты только при помощи комбинированной силовой установки, состоящей из ТРД и ЖРД. Конструкторам рекомендовалось использовать британские двигатели фирмы De Havilland — ТРД «Гурон» и ЖРД «Спектр».
Победителем конкурса признали перехватчик Heinkel He 031, который спроектировал конструктор Зигфрид Гюнтер. Внешний вид этого самолета удивительно напоминал МиГ-21, который в то время был известен ограниченному кругу лиц в Советском Союзе под обозначениями Е-4/Е-5. Это совпадение становится еще более странным, если принять во внимание то, что сразу после войны Зигфрид Гюнтер был вывезен в СССР и до 1954 г. работал в ОКБ-2, которое возглавлял еще один интернированный немец — Хайнц Рессинг, заместителем которого был А.Я. Березняк. Ну, а в октябре 1951 г. Березняк стал заместителем А.И. Микояна и возглавил филиал ОКБ в г. Дубне, ставший, в дальнейшем, самостоятельным конструкторским коллективом (МКБ «Радуга»), специализирующимся на ракетной тематике. Любители конспирологических теорий могут сделать из этого самостоятельные выводы, однако мы продолжим рассмотрение истории германской авиации через призму «Фантома».
F-86 и F-84 — основные самолеты люфтваффе в 1950-е гг.