Оглавление

Arias_An010.jpg

Друг и коллега А. Ариосо Хосе Мария Браво у своего И-16 тип 10 с американским двигателем после боевого вылета. Каталония, осень 1938 г. Летчик показывает механику пулевые пробоины. На плече Х.М. Браво держит тяжеленное кожаное пальто на меху, без которого были невозможны высотные полеты в открытой кабине

Кроме того, в июне 1938 г. в Испанию прибыла крайняя группа из 34 советских лётчиков-истребителей, составивших две советские эскадрильи И-16. 5-й аэ. стал командовать Сергей Грицевец (1909 г.р.; ст. лейтенант; в Испании с 10.06. по 26.10.1938 г.; по советским данным в Испании совершил 88 боевых вылетов, сбил 6 самолётов лично и до 7 в группе; ранние советские источники приписывали ему до 30 побед в Испании; за Испанию в феврале 1939 г. представлен к званию Героя Советского Союза; впоследствии — известнейший советский лётчик-ас довоенного времени; на Халхин-Голе в 1939 г. по советскими данным сбил не менее 12 японских самолётов; погиб 16.09.1939 г. в авиакатастрофе). По воспоминаниям Ариаса 4-я аэ впервые взаимодействовала с лётчиками 5-й аэ Грицевца 13 июня 1938 г. Якобы, при сопровождении СБ в р-не севернее Кастельона 4-я аэ была атакована группой Bf-109B, а затем к обеим сторонам подошло подкрепление. В итоге, был повреждён И-16 из 5-й аэ (Ариас с ведомыми прикрыл раненого советского лётчика Фёдора Филипченко и сопровождал его до момента посадки) и сбит один «Мессер». Если по поводу этого эпизода обратиться к документам, в них опять обнаружатся сильные расхождения с мемуарами Ариаса. Так, 13 июня 1938 г. шесть СБ под прикрытием 16 И-16 действительно встретили восьмерку Bf-109В, но в р-не Вильяфамеса. Проблема в том, что, по документам, в этом бою участвовали только советские лётчики (испанцы вообще не упомянуты). В итоге был сбит И-16 (погиб лейтенант Александр Сироченко), был ранен, но сумел привести самолёт на аэродром Георгий Прокопенко. Республиканцы отчитались об одном сбитом «Мессере» (по советским данным победу одержал Владимир Бобров), и сбитом «Москасами» на отходе двухмоторном разведчике. Ни то, ни другое документами националистов не подтверждено. Ещё один бой в тот же день произошёл как раз в районе Кастельона, но на сей раз, 36 И-15 и 9 И-16 перехватили группу Не 1 1 1, прикрываемую 17 «мессерами». В последующем бою республиканцы заявили о двух сбитых Bf 109B, а немцы из «Кондора» — о четырех сбитых И-15 и двух И-16. Реально подтверждены повреждения шести Не 111 (в том числе и довольно серьёзные) и потеря двух И-15, пилоты которых спаслись на парашютах. А остальное, как говорится, «от лукавого». В принципе, Ариас мог участвовать во втором бою (деталей и фамилий в документах, увы, нет), но в своей книге он абсолютно ничего не пишет о перехвате «Хейнкелей» в тот день! К тому же, в документах этого дня вообще не упомянуты Грицевец и Филлипченко. То же относится и к следующему дню, 14 июня, когда в течение светового дня было зафиксировано пять боевых вылетов республиканской авиации(сопровождение СБ и перехват бомбардировщиков). Тогда ценой потери двух И-15 и двух разбившихся при посадке И-16 были действительно сбиты два Bf 109B. Раненый немецкий пилот Прибе с трудом посадил подбитый «мессер» на своей стороне фронта, а лейтенант Хельмут Хенц сел на повреждённом Bf-109 на республиканской территории и попал в плен. На групповые победы претендуют русские П. Башмаков, Н. Ливанский, А. Степанов и испанцы Франсиско Тарасона и Эдуардо Клаудин (вообще-то, они отчитались о минимум трех «мессерах», сбитых в боях того дня). Однако события этого дня в мемуарах Ариаса тоже вообще не упомянуты!

А как же эпизод с Ф. Филипченко? Оказывается, такое событие действительно имело место, но 23 июля 1938 г.! 23 июля состоялись два воздушных боя. В первом 9 СБ, прикрываемые 11 И-16 и 19 И-15 встретились с большой группой CR.32. В бою участвовали советские лётчики, которые заявили о двух сбитых «фиатах» (имеющимися документами не подтверждается). У республиканцев было повреждено два СБ и разбит при посадке один И-16 (лётчик Зюзин серьёзно не пострадал). А вот во втором бою действительно участвовала 5-я аэ, под командованием Грицевца. Только всё происходило по сценарию прямо противоположному тому, который описан в мемуарах Ариаса. 37 И-15 и 11 И-16 патрулировали над линией фронта (по другим данным И-15 штурмовали передний край противника, а И-16 их прикрывали), когда появился один двухмоторный бомбардировщик (скорее всего — разведчик Do 17) и три эскадрильи Bf 109B. По другим данным «мессеров» было несколько меньше, но помимо них в этом бою участвовали ещё и CR.32. «Чатосы» ушли на предельно малую высоту, а «Ишаки» во главе с Грицевцом пошли на перехват. Бой вполне мог закончиться форменной «кровавой баней» — сразу же было повреждено 5 И-16 (лётчик Хотелев привёз их этого боя 85 пробоин, Герасимов — 62, Филипченко — 17, Федосеев — 2, Грицевец — 2) и ранены два пилота (Филипченко и Хотелев). Но на помощь вовремя подошла 4-я аэ Ариаса, которая сумела переломить ход боя. В некоторых источниках упоминается, что 4-я аэ участвовала в этом бою на новых И-16 тип 10, а 5-я аэ Грицевца — на уже порядком полетавших И-16 тип 5. Ариас с ведомыми внезапной атакой буквально «снял» «Мессер» с хвоста раненого Филипченко (на его самолёте был пробит топливный бак, и немцы его практически добивали). В итоге, немцы ушли, сбив один И-15 (они претендуют ещё на два сбитых И-16, видимо, имея в виду две серьёзно повреждённые машины, чьи пилоты были ранены). Ариас со своими подчинёнными прикрыл и довёл до аэродрома машины раненых Фёдора Филипченко и Иосифа Хотелева, которые, в итоге, остались живы. Самое интересное, что немцы достоверно потеряли в этом бою один Bf 109, пилот которого, унтер-офицер Боер посадил подбитый «Мессер» на вынужденную, на своей территории. Поскольку никто кроме Ариаса в этом бою о победах над «мессерами» не заявлял, видимо, победу над Боером можно занести ему в актив, с поправкой на то, что победа одержана в составе трёхсамолётного звена. Тем более, что Ариас приводит в своей книге некоторые мелкие детали боя (правда, он, к сожалению, не указал, кто именно были его ведомыми в этом бою). Видимо эту ошибку в датах более чем на месяц и путаницу в деталях (опять имеет место «смешивание» элементов двух реальных боевых эпизодов, так сказать «два в одном») следует списать на всё то же несовершенство человеческой памяти....

А 25 июля 1938 г. началось республиканское наступление на Эбро. Главной его целью было отвлечение сил франкистов от Валенсии (падение которой в тех условиях республиканские штабисты считали делом 3-4 недель). Говорить о том, что это была глобальная операция, в ходе которой республиканцы собирались переломить ход войны и опять соединить Республику в единое целое, как-то не приходится. Хотя бы потому, что в этом случае должен был наноситься второй, встречный удар, со стороны Мадрида и Валенсии. Но республиканское командование в Центральной зоне даже не планировало ничего подобного, а наоборот, давало своим измотанным предыдущими боями войскам установку на жёсткую оборону. В итоге получилось типичное для республиканцев «недонаступление» такого же типа, как ранее у Сарагосы и Теруэля. Был неплохо спланирован первый этап операции с форсированием Эбро (заранее подготовлены наплавные мосты и иные переправочные средства) и прорывом передовой линии обороны франкистов. А вот дальнейшие цели операции были прописаны, мягко говоря, весьма туманно (некоторые историки считают, что хаотичность, авантюризм и слабость стратегического планирования всех республиканских наступлений, помимо прочего, явились следствием того, что в разработке этих операций участвовали советские советники — люди, слабо представлявшие местные условия и не имевшие как должного военного образования, так и серьёзного боевого опыта, за исключением опыта Гражданской войны). В итоге, всё опять получилось «как всегда». Поначалу два армейских корпуса республиканцев успешно форсировали Эбро и прорвали оборону противника, но уже к концу первого)!) дня наступления упёрлись в прочную оборону националистов у Вильяльбы и Гандесы (последняя позже вошла в интербригадовский фольклор в виде песен и стихов, с эпитетами, типа «кровавая» и «проклятая»). Дальнейшие попытки республиканцев наступать выдохлись к началу августа. 5 августа 1938 г. франкисты перешли в контрнаступление и после упорных более чем двухмесячных боёв «выдавили» республиканцев обратно за Эбро. Ограниченные задачи по отвлечению войск противника с других участков это наступление, конечно, выполнило, но оно же предельно измотало и самих республиканцев. В итоге, начавшееся 23 декабря 1938 г. крупномасштабное наступление франкистов закончилось падением Каталонии и, в конечном итоге, гибелью Испанской республики. После битвы на Эбро для его отражения уже не осталось ни сил, ни средств. И, что самое главное, у республиканских руководителей после этого, похоже, совершенно пропало желание продолжать борьбу... Одной из самых главных странностей республиканского наступления на Эбро является тот факт, что республиканские командующие на этом направлении X. Модесто и Э. Листер почему-то заранее не сосредоточили в Каталонии серьёзную группировку республиканских ВВС, поначалу предпочитая обходиться своими силами. Переброска авиачастей из Центральной зоны началась только после 25 июля 1938 г. Но, даже с учётом всей переброшенной техники, группировка республиканских самолётов в Каталонии ненамного превышала 150 самолётов всех типов (имеется следующая разбивка по типам: 80 И-16, 40 И-15 и до 30 СБ). При этом у националистов (данные на 18 августа 1938 г.) насчитывалось не менее 120 CR.32, по 24 Bf 109 и Не 51, 36 Не 111, 24 SM.8, 50 SM.79, 12 Do 17, 25 Ju 52, 15 Не 70. То есть, при любом раскладе, у ВВС Франко было практически двойное количественное и весомое техническое превосходство над республиканцами. Это и определило характер дальнейших боёв.

Оглавление