Оглавление

Из мемуаров Ариаса трудно понять, когда именно 4-ю аэ перебросили из-под Валенсии в Каталонию, так как точных дат он не приводит. Боевые эпизоды Ариас датирует начиная с августа месяца. В основном, «Супер Москасы» 4-й аэ были заняты прикрытием СБ и вылетами на перехват бомбардировщиков националистов. В меньшей степени их привлекали для патрулирования и прикрытия наземных войск. В принципе, и Ариас, и другой комэск И-16, оставивший потомкам мемуары, Франсиско Мерноньо, в своих воспоминаниях сходятся на том, что воздушных боёв такой тяжести и интенсивности, как в Каталонии в 1938 г., в Испании до этого никогда не было. Республиканские лётчики выполняли по 5-6 вылетов ежедневно. Практически каждый день происходили воздушные бои, сопряжённые с собственными потерями, при которых редко удавалось нанести противнику существенный урон. И если у националистов не было проблем с пополнением людьми и техникой, то у республиканцев с этим было тяжело. Пополнение авиапарка целиком зависело от позиции правительства Франции, но последнее (вроде бы левое, но при всем при этом — активный член «комитета по невмешательству») могло «мариновать» поступавшее из СССР вооружение месяцами. К тому же играло свою роль и качество техники. Так, в августе 1938 г. из Франции в Каталонию была пропущена партия из почти 90 новых И-16 тип 10. У этой партии самолётов крылья были нормальными, как указано в документах «не отваливающимися в полёте и не требующими замены», но дефекты моторов, вооружения и синхронизаторов оставались прежними. В итоге, эти самолёты передавались в части постепенно, после устранения недостатков (американских моторов для самолётов этой партии в наличии уже не было) и, в основном, пошли на восполнение потерь (кстати, с испанских заводов в декабре 1938 г. в части поступило всего два новых И-16, которые были практически сразу потеряны). Это позволило поддерживать относительную боеспособность парка И-16 (на уровне 35-55 исправных машин) в Каталонии до октября-ноября 1938 г. Французский историк Ж. Сориа пишет, что в Каталонии у республиканцев на 150 исправных самолётов было до 500 подготовленных экипажей, поскольку выпускники Кировобадской школы прибывали регулярно. Увы, суровая реальность ломала любые планы. А последняя в этой войне партия истребителей, прибывшая в Каталонию в самом конце 1938 г., уже вообще ничего не смогла изменить. Даже собрать удалось далеко не все самолёты из этой партии. Главком республиканских ВВС И. Сиснерос позднее вспоминал, что во время отступления республиканцев из Каталонии, новые моторы М-25В в заводской упаковке валялись в придорожных кюветах. К октябрю 1938 г. к республиканским лётчикам пришло понимание того, что для отражения всех налётов франкистской авиации на Барселону и другие объекты, им просто «требовалось никогда не опускаться на землю». К этому времени в каждой эскадрилье И-16 оставалось по 3-6 исправных машин, т.е. эскадрильи фактически превратились в звенья. По победам Ариаса в ходе боёв в Каталонии, похоже, невозможно составить цельной картины. Так, в своей книге он описывает бой 18 сентября 1938 г., когда пилоты 4-й, 5-й и 6-й аэ «Москасов», прикрывая две аэ «Чатосов», сбили 11(!) Bf 109. Ничего подобного в документах, разумеется, нет. А потери истребителей легиона «Кондор» с 9 сентября по 4 октября 1 938 г. составили не более 1-2 Bf 109 (по немецким данным вообще ни одного!) При этом он совсем не упоминает, к примеру, о двух примечательных боях 3 и 4 октября 1938 г. Так, 3 октября в боях с республиканскими И-16 тип 10 были сбиты до 5 CR.32. Документами подтверждается потеря двух «Фиатов», которые пилотировали лучшие асы националистов. Хулио Сальвадор Бенхумеа (на тот момент 24 победы) спасся с парашютом и попал в плен, а Хоакин Гарсиа Морато (40 побед к концу войны) посадил подбитый самолёт на вынужденную. За успех республиканцы заплатили двумя сбитыми (погибли Э. Перес и Ч. Гарсиа) и одним разбитым при посадке И-16. Победу над X. Сальвадором некоторые источники приписывают комэску 6-й аэ И-16 Ф. Мероньо. 4-я аэ «Москасов» тоже участвовала в боях этого дня (республиканские истребители 3 октября совершили 68 вылетов), но никаких подробностей на этот счёт нет. А днём 4 октября две аэ И-15 и три аэ. И-16 ( в т.ч. одна советская под командованием С. Грицевца и две испанские) встретили над линией фронта 12 Не 111 и 5 Bf 109. При этом был достоверно сбит один «Мессер», пилот которого — самый результативный на тот момент ас 1.J/88 легиона «Кондор» Отто Бертрам (8 побед) спасся на парашюте и попал в плен к республиканцем. Победа приписывается молодому лётчику из 4-й аэ Сабино Кортисо, который в то время летал ведомым у А. Ариаса. Кроме того, республиканцы заявили о ещё 1-2 сбитых Bf 109 и 1-2 «Хейнкелях», а немцы — о двух сбитых И-16, но ни то, ни другое имеющимися документами не подтверждается. Приводимая в книге А. Ариаса информация о том, что в 20-х числах ноября 1938 г. его 4-я аэ сбила 7 самолётов противника, при потере 3 своих подтверждения также не находит. С 20 по 30 ноября в доступных документах отмечена потеря одного И-15 (от огня с земли) и 2—3 бомбардировщиков националистов, также сбитых огнём зениток.

Arias_An011.jpg

Франкистские летчики и немцы из легиона «Кондор» фотографируются на фоне трофейного И-16 тип 10 — это явно машина или испанской сборки, или прошедшая капремонт с заменой обшивки, поскольку большинство самолетов были зелено-голубыми, без камуфляжа. Начало 1939 г.

В  декабре 1938 г. 4-я аэ капитана Ариаса (а точнее то, что от неё осталось, по документам на 23 декабря 1938 г. в ней числилось 12 самолётов, но сколько из них были исправны — большой вопрос, сам Ариас пишет, что 3-4, не более) продолжала ежедневные боевые вылеты с аэродрома Вальс. Так, 24 декабря 1938 г. её летчики участвовали в бою с 36 CR.32 (с республиканской стороны в бою участвовали одна аэ И-16 и две аэ И-15). Было сбито четыре И-15 (один пилот погиб, один пропал без вести, два ранены) и два «Фиата». Один итальянец — сержант Джузеппе Марини был убит, а его соотечественник Карло Акорси попал в плен. В книге Ариаса этот эпизод не отражён.

Собственно, это уже была агония Каталонского фронта и его авиации, поскольку для сдерживания наступления националистов у республиканцев отсутствовали резервы, да и веры в победу у них уже не было. Последний боевой вылет в этой войне Ариас, по собственным воспоминаниям, совершил 31 декабря 1938 г. Якобы, он, с двумя ведомыми в тот день сбил над Барселоной Bf 109 и CR.32, потеряв при этом своего ведомого С. Кортисо (того самого, что 4 октября 1938 г. сбил О. Бертрама). По документам, в тот день И-16 из разных эскадрилий выполнили более 10 групповых вылетов и записали себе один сбитый «Мессер» (данными противной стороны не подтверждается), но в районе Сосеса. При этом гибель С. Кортисо в имеющихся документах, ни с 31 декабря 1 938 по 1 января 1939 г., ни в последующие дни, как это ни странно, вообще не отражена. Возможно, Ариасу в данном случае всё-таки виднее.

Оглавление