Механик С. Дуран встречает А. Ариаса после вылета. Каталония. Лето-осень 1938 г. |
Республиканский И-16 тип 10. подсоединенный к автостартеру. Осень 1938 г. |
По-видимому, реальная ситуация с И-16 в Испании была даже хуже, чем её описывает (кстати, довольно политкорректно) Ариас. И-16 прибывали в Испанию с массой конструктивных недоработок и элементарного заводского брака. В итоге, для нормального боевого применения практически всем «Москасам» (включая даже самые современные на тот момент И-16 тип 10) требовалась замена плоскостей. Постоянной профилактики и ремонта требовали в массе своей изначально дефектные (заводской брак) двигатели. Ремонт или замена требовались приборному оборудованию, прицелам, элементам шасси. Точно также отладки или замены требовали синхронизаторы (на И-16 тип 10). Постоянно отказывали пулемёты ШКАС, а проблемы с двигателями М-25А и М-25В усугублялись тем, что из СССР в Испанию практически не поставлялись запасные моторы, а поставки запчастей для них были недостаточны и нерегулярны. Всё это сказывалось на боевых возможностях. В итоге, для И-16 тип 5 и 6 очень серьёзными противниками были даже бипланы CR.32 и Не-51. А И-16 тип 10 смогли всерьёз тягаться с Bf 109 только после ряда местных доработок, речь о которых пойдёт ниже. В целом, из опыта боёв в Испании можно сделать вывод о том, что реально И-16 довели до приемлемых лётных и производственных кондиций только в конце 1938 г., причём самолёты наиболее совершенных модификаций в Испанию уже не успели. Однако серийного истребителя лучше, чем И-16, в 1936—1938 гг. в СССР всё равно не было — республиканцам поставляли ровно то, что сами имели. По наиболее полным данным в Испанию в 1936—1939 гг. было поставлено 276 И-16 тип 5, 6 и 10, а также 4 УТИ-4, из них 187 было потеряно (112 в воздушных боях, 1 от огня зениток, 11 уничтожено на земле и 62 разбито в авариях и катастрофах). ВВС Франко досталось 22 И-16, ещё 28-30 машин было собрано из имеющегося заводского задела. Кроме того, некоторое количество И-16 после падения Каталонии досталось французам). На этом фоне становятся понятны лихорадочные попытки республиканцев создать хоть какой-то «истребитель-альтернативу» «Чатосам» и «Москасам», выразившиеся, например, в подготовке к развёртыванию производства Фоккера D.XXI (как известно окончившейся ничем) или в покупке в 1938 г. в Канаде 34 весьма сомнительных в качестве истребителей двухместных Grumman G-23.
За время, пока А. Ариас лечился в госпиталях и санаториях, и без того непростое положение Испанской республики кардинально ухудшилось. Отбив обратно Теруэль, националисты продолжили наступление и 15 апреля 1938 г. у Винароса вышли к побережью Средиземного моря, разорвав республиканскую территорию надвое. Затем войска генерала Франко продолжили (и не без успеха) наступать как на запад, в сторону Валенсии, так и на восток, в общем направлении на Барселону. Ариас пишет, что именно эти известия с фронта заставили его досрочно сбежать из санатория. Уже в середине мая 1938 г. Ариас начал выполнять боевые вылеты в составе 4-й аэ, действовавшей, в основном, в р-не Валенсии. В числе своих успехов этого периода он приводит (без точного указания даты) успешный перехват в составе звена разведчика Do 1 7, который был, якобы, сбит в р-не Лериды. Единственный похожий эпизод по документам имел место 14 мая 1938 г. когда семь И-16 действительно перехватили разведчик Do 17, сопровождаемый парой «мессеров». Согласно документам, «Дорнье» был повреждён, но ушёл на свою территорию. Республиканцы отчитались также об одном сбитом Bf 109 (не подтверждено). А немцы из «Кондора» в свою очередь заявили о сбитом И-16. Последнее тоже не подтвердилось, хотя, по имеющимся данным несколько И-16 вернулись после этого боя с пробоинами. В это же время происходили некоторые организационные и технические изменения в составе республиканских ВВС. Так, в мае 1938 г. Э. Клаудин был назначен командиром 21-й истр. авиагруппы (вместо М. Агирре), а А. Ариас через месяц стал комэском 4-й аэ. Правда, при весьма трагических обстоятельствах — 5 июля 1938 г. во время прикрытия 9 СБ 14-ю И-16 из 1-й и 4-й аэ в р-не Кампильо-Вильястар-Кубла в самолёт командира 21-й истр. авиагруппы Эдуардо Клаудина попал зенитный снаряд крупного калибра. Прямым попаданием И-16 буквально «разбило в мелкие брызги». С этого момента командиром группы стал М. Сарауса, а А. Ариас принял 4-ю аэ. В своей книге Ариас подробно описывает этот эпизод. Правда, он относит его к 6 июля, и, к тому же пишет, что Э. Клаудин был комэском 4-й аэ, а М. Сарауса — командиром группы. По документам же всё наоборот.
Кроме того, в апреле 1938 г. французы наконец пропустили в Испанию крупную партию советского оружия. В числе прочего прибыли 31 И-16 тип 10 и 31 бомбардировщик СБ. Новые И-16 тип 10 имели обычный «букет проблем» — на них пришлось заменять плоскости, перебирать моторы и отлаживать синхронизаторы (в ряде источников указано, что решить эту проблему в местных условиях в полной мере не получилось, поэтому часть этих «Супер Москасов» летала с пулемётами ПВ-1 вместо ШКАСов). Проблемы с моторами М-25В тоже были серьёзными и, как минимум, два-три И-16 тип 10 было разбито из-за их отказа. В итоге, радикально эту проблему решили, установив на И-16 тип 10 контрабандно купленные в США моторы Wright-Cyclone 1820 F-54. Этот мотор весил на 4 кг больше М-25В, но был на 70-75 л.с. мощнее, а также высотнее. С «Райт-Циклонами» И-16 тип 10 набирали высоту 5000 м за 5 мин и разгонялись на этой высоте до 480 км/ч. Таким образом получился истребитель, превосходивший по лётным данным даже Bf 109B/C. Но американских моторов было всего 24 штуки — слишком мало для того, чтобы перехватить инициативу в воздушных боях... Соответственно, «американизированные» «Супер Москасы» имела на вооружении только 4-я аэ Ариаса, часть 3-й аэ Франсиско Тарасоны а также их использовали комэски и, возможно, некоторые командиры звеньев. Позднее, в связи со спецификой применения, самолёты 4-й аэ получили простейшее кислородное оборудование — баллон со шлангом без полноценной маски, с целлулоидным мундштуком на конце (за что пилотов именовали «сосунками»), а лётчики — утеплённое кожаное обмундирование.